Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным образованием массовой школы. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний как духовного богатства человека, над умами властвует примитивное материальное (денежное) богатство, фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций связанные с экономическими кризисами, экологическими катастрофами, в том числе чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое - все это сказывается на духовном состоянии школьников и на их психическом здоровье (детские страхи и ощущение, что мир рушиться). В этом кроются причины духовной деградации - рост детской наркомании и самоубийств (ежегодно - две тысячи!).
Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы! Отстает в духовно-нравственном плане. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Необходимы духовно-нравственные акценты в массовом музыкальном образовании.
В начальной школе закладываются основы музыкальной культуры и музыкального образования. Начальное музыкальное образование понимается как процесс и как результат знакомства детей с образцами шедевров музыки, овладения опорными знаниями о музыкальном искусстве.
Музыкальное воспитание младших школьников строится на идее такого преподавания музыкального искусства, которое было бы сообразно природе ребенка младшего школьного возраста. Для младшего школьника это, в первую очередь, принесенный из дошкольного детства интерес к разнообразным впечатлениям и эмоциональная отзывчивость на них, богатый игровой опыт.
В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения начального образования, изучение предметов эстетического цикла направлено на достижение следующих целей:
· развитие способности к эмоционально-ценностному восприятия произведения изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
· овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и музыкальной деятельности;
· воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Музыкальное искусство хранит широчайшую гамму значимых человеческих чувств: любви, печали, веселья, радости, гнева, тревоги, скорби, героического или молитвенного подъема, медитативной сосредоточенности. Занимаясь музыкой, ученик должен освоить это богатство как свою личностную ценность. Культура чувств, открытие глубины собственного внутреннего мира, душевная отзывчивость ребенка - все это определяется преподаванием музыки в большей степени, чем каким-либо другим предметом.
"Стихийный" слушательский опыт детей носит сегодня преимущественно негативный, даже разрушительный в духовно-нравственном и психофизиологическом отношении характер. Поэтому преподавание музыки требует приоритетного внимания. Занимаясь музыкой, ребенок развивает свои музыкальные способности. В первую очередь интонационный слух, позволяющий воспринять "ненотируемое" содержание музыки и играющий незаменимую роль не только в данной области, но и в речевом общении.
Музыка, воздействие которой практически не связано с отображением реалий внешнего мира, обостряет понимание других искусств, помогая не отождествлять создание художественного образа с воспроизведением окружающей действительности.
Творческая практика детей осуществляется в исполнительском плане (сольное и хоровое пение, игра на инструменте), и в "композиторском" (элементарное музицирование, импровизация, пластическое интонирование, сочинение на синтезаторе).
В результате обучения школьник получает цельное представление об отечественном и мировом музыкальном искусстве, от фольклорных истоков до наиболее характерных явлений музыкальной жизни наших дней, которым дается профессиональная и объективная оценка.
В связи с этим мы определили тему нашего исследования: "Учебно-методические комплексы по музыке в начальной школе".
Цель исследования: изучить возможности существующих УМК по музыке в реализации требований Госстандарта по музыке.
Для реализации поставленной цели нами определены следующие задачи:
изучить нормативно-правовую базу по проблеме исследования;
проанализировать УМК по музыке;
выявить возможности УМК в реализации Госстандарта по музыке.
Объект исследования: анализ УМК по музыке в начальной школе.
Предмет исследования: УМК по музыке.
Методы исследования: изучение нормативно-методической литературы, анализ.
Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список литературы.
Информация по педагогике:
Подбор, планирование игр по живой природе
Таблица 8 - Перспективный план по экологии Недели Вид деятельности I неделя Животный мир II неделя Дикие животные в лесу весной III неделя Домашние животные IV неделя Обобщение Дни недели пн вт ср чт пт сб пн вт ср чт пт сб пн вт ср чт пт сб пн вт ср чт пт сб Занятие (ИЗО, лепка) Ежик ...
Роль педагога в развитии детского коллектива
В современном образовательном пространстве педагог обеспечивает гармоничное соотношение в протекании процессов индивидуализации и социализации ребенка во взаимодействии с группой детей. Учителю необходимо быть нацеленными на то, что «воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой че ...
Теоретическая модель деловой экономической игры
Обращаясь к первому параграфу, где мы рассматривали возрастные особенности подросткового возраста, еще раз отметим что: 1. Подростковый возраст – один из самых важных в становлении личности. 2. В этом возрасте происходит формирование мировоззрения и картины мира 3. Становление важнейших механизмов ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.