Возможности учебно-методического комплекса в реализации Госстандарта по музыке

Образование и педагогика » Возможности учебно-методического комплекса в реализации Госстандарта по музыке

Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным образованием массовой школы. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний как духовного богатства человека, над умами властвует примитивное материальное (денежное) богатство, фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций связанные с экономическими кризисами, экологическими катастрофами, в том числе чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое - все это сказывается на духовном состоянии школьников и на их психическом здоровье (детские страхи и ощущение, что мир рушиться). В этом кроются причины духовной деградации - рост детской наркомании и самоубийств (ежегодно - две тысячи!).

Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы! Отстает в духовно-нравственном плане. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Необходимы духовно-нравственные акценты в массовом музыкальном образовании.

В начальной школе закладываются основы музыкальной культуры и музыкального образования. Начальное музыкальное образование понимается как процесс и как результат знакомства детей с образцами шедевров музыки, овладения опорными знаниями о музыкальном искусстве.

Музыкальное воспитание младших школьников строится на идее такого преподавания музыкального искусства, которое было бы сообразно природе ребенка младшего школьного возраста. Для младшего школьника это, в первую очередь, принесенный из дошкольного детства интерес к разнообразным впечатлениям и эмоциональная отзывчивость на них, богатый игровой опыт.

В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения начального образования, изучение предметов эстетического цикла направлено на достижение следующих целей:

· развитие способности к эмоционально-ценностному восприятия произведения изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

· овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и музыкальной деятельности;

· воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Музыкальное искусство хранит широчайшую гамму значимых человеческих чувств: любви, печали, веселья, радости, гнева, тревоги, скорби, героического или молитвенного подъема, медитативной сосредоточенности. Занимаясь музыкой, ученик должен освоить это богатство как свою личностную ценность. Культура чувств, открытие глубины собственного внутреннего мира, душевная отзывчивость ребенка - все это определяется преподаванием музыки в большей степени, чем каким-либо другим предметом.

"Стихийный" слушательский опыт детей носит сегодня преимущественно негативный, даже разрушительный в духовно-нравственном и психофизиологическом отношении характер. Поэтому преподавание музыки требует приоритетного внимания. Занимаясь музыкой, ребенок развивает свои музыкальные способности. В первую очередь интонационный слух, позволяющий воспринять "ненотируемое" содержание музыки и играющий незаменимую роль не только в данной области, но и в речевом общении.

Музыка, воздействие которой практически не связано с отображением реалий внешнего мира, обостряет понимание других искусств, помогая не отождествлять создание художественного образа с воспроизведением окружающей действительности.

Творческая практика детей осуществляется в исполнительском плане (сольное и хоровое пение, игра на инструменте), и в "композиторском" (элементарное музицирование, импровизация, пластическое интонирование, сочинение на синтезаторе).

В результате обучения школьник получает цельное представление об отечественном и мировом музыкальном искусстве, от фольклорных истоков до наиболее характерных явлений музыкальной жизни наших дней, которым дается профессиональная и объективная оценка.

В связи с этим мы определили тему нашего исследования: "Учебно-методические комплексы по музыке в начальной школе".

Цель исследования: изучить возможности существующих УМК по музыке в реализации требований Госстандарта по музыке.

Для реализации поставленной цели нами определены следующие задачи:

изучить нормативно-правовую базу по проблеме исследования;

проанализировать УМК по музыке;

выявить возможности УМК в реализации Госстандарта по музыке.

Объект исследования: анализ УМК по музыке в начальной школе.

Предмет исследования: УМК по музыке.

Методы исследования: изучение нормативно-методической литературы, анализ.

Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список литературы.

Информация по педагогике:

Организация, основные этапы экспериментального исследования. Методы сбора и обработки его результатов
Одновременно с проведением теоретико-методического исследования, и в тесной взаимосвязи с ним, нами осуществлялось экспериментальное исследование. При проведении и организации эксперимента мы основывались на опыте, накопленном к настоящему времени в дидактике и частных методиках. Экспериментальное ...

Сoциальный смысл подросткового вoзраста
Подростковый возраст – один из самых важных в становлении личности. В этом возрасте происходит формирование мировоззрения и картины мира, становление важнейших механизмов регуляции полноценной жизнедеятельности человека, и, прежде всего – самоидентификация, становление самосознания, самооценки, инт ...

Понятия "дифференциация" и "индивидуализация" обучения
Вне всяких сомнений, для лучшего понимания психологических основ дифференцированного обучения необходимо для начала уточнить содержание понятия "дифференциация обучения", а также его соотношение с понятием "индивидуализация обучения", поскольку однозначная трактовка этих понятий ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru