Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, глубинно воздействующей на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, в связи с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте.
У молодых людей бурно развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере внесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые – не созданы. Таким образом, на сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей.
Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства.
Пропасть непонимания между родителями и детьми с каждым днем становится все шире и шире. Дети, не получившие внимания, ласки, воспитания в своей семье стремятся к общению со своими сверстниками, в дворовых компаниях, которые не всегда свое свободное время предпочитают посвятить какой-нибудь полезной деятельности. В результате предоставленные сами себе дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, бесцельному времяпрепровождению.
Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой это ожидают от него окружающие. В свою очередь он считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиям общества с другой, служит реальным источником девиации.
Все больше подростков вовлекается в такие формы поведения, как хулиганство, воровство, кражи, избиения, угон автомашин, бродяжничество, наркомания, сексуальные девиации и др., что является высокой степенью риска, как для самого подростка, так и для общества в целом. Интенсивный рост девиантного (в том числе криминогенного) сознания и поведения подростков справедливо отнесен к одной из наиболее опасных социальных болезней современного российского общества.
Основная задача специалистов по социальной работе, а также других специалистов, работающих с трудными подростками – помочь найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути. Профилактика различных форм девиантного поведения и реабилитации подростков групп социального риска является сегодня исключительно важным и актуальным направлением.
Задачи профилактики сводятся к предупреждению отклонений, где наиболее важным является недопущение первого опыта правонарушений, а также минимизация социального вреда девиантного поведения подростков для общества. Решение этих задач требует высокого профессионализма и специальных навыков.
Анализ ситуации, характеризующей состояние преступности и правонарушений несовершеннолетних, свидетельствует о наличии некоторых позитивных изменений. В республике Карелия сохраняется тенденция сокращения подростковой преступности. За последние девять месяцев 2010 года несовершеннолетними и с их участием совершенно 408 преступлений – на 42 меньше чем за такой же период прошлого года. Но отмечено, что наиболее пристальное внимание противодействию преступности среди лиц, не достигших совершеннолетия, требуется в Сортавальском, Питкярантском, Муезерском, Кемском районах и в городах Петрозаводске и Костомукше.
В последние пять лет произошло снижение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними (со 155 тысяч в 2005 г. до 95 тысяч в 2009 г.). Такая тенденция сохранилась и в текущем году (-18%; 40 тысяч). Это, как считает генеральный прокурор РФ Юрий Чайка, "в значительной мере обусловлено общим понижением уровня преступности в стране, отчасти демографической проблемой, но не наличием налаженной профилактической работы с подростками. В целом общественная опасность преступлений, совершаемых несовершеннолетними, продолжает оставаться высокой. Все больше преступлений совершается подростками самостоятельно, без участия взрослых (в первом полугодии 2010 г. – 32 тысячи, или 80% от их общего числа), четверть посягательств – тяжкие и особо тяжкие».
Надо отметить, что это данные нашей несовершенной и щадящей статистики. Фактически же точные данные получить трудно, поскольку в подростково-юношеской преступности высок уровень латентности, когда преступление совершено, но правоохранительным органам об этом неизвестно.
Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЗ-№120 от 24.06.1999 г., важнейшим социальным заказом общества является воспитательно-профилактическая работа с детьми и подростками по предупреждению правонарушений. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе. Жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности, не допустить возможных отклонений в действиях или поведении социального объекта, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями. Проблема девиантного поведения – это проблема общества в целом, и её решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.
Высокая научная и общественная значимость проблемы девиантного поведения находит подтверждение в многочисленных теоретических и прикладных исследованиях этого вопроса. Изучение имеющейся по данной проблеме литературы показало, что в целом в области предупреждения и преодоления девиантного поведения существуют значительные теоретические достижения. Проблемами преодоления и профилактики различных проявлений девиантного поведения занимались такие зарубежные ученые, как: Э. Дюркгейм, Р. Мертон, И. Гофман, Э. Лемерт, Г. Беккер, Н. Смелзер А. Коэн, З. Фрейд, Ч. Ломброзо, У. Шелдон и др.; в России различные аспекты девиантного поведения изучались и изучаются рядом исследователей и ученых, таких, как: Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг, Е.В. Змановская, Л.Б. Шнейдер, В.И. Кудрявцев, И.С.Кон. В.Д. Менделевич, А.Е. Личко, С.А. Беличеваи др.
Ими созданы теории и концепции, рассматривающие девиантное поведение как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. Прежде всего, это теория социальной аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон), объясняющая отклоняющееся поведение как следствие общественной дезорганизации, радикальных социальных перемен. Одной из известных социологических концепций объяснения причин девиации является теория стигматизации (Г. Беккер, И. Лемерт, И. Гофман) доказывающая, что сущность девиантного поведения раскрывается как следствие способности влиятельных групп общества ставить клеймо девиантов на некоторые социальные или национальные группы. Теория девиантной субкультуры (А. Коэн) рассматривает отклоняющееся поведение как результат несоответствия между стремлением молодежи к успеху и ее реальными возможностями его достижения.
Наше исследование опирается на методологические основы, заложенные Э. Дюркгеймом, Г. Беккером, Т. Парсонсом, исследовавшими как типы девиантного поведения, так и группы девиантов. Все они подчеркивали социальную природу девиации. Так, Т. Парсонс считал, что «девиация вытекает из неадекватной социализации»; Г. Беккер утверждал, что «действия девиантов определяют не столько их личные качества, сколько взаимодействия между ними, другими девиантами и агентами социального контроля».
В современной отечественной социологии несомненный интерес представляет позиция Я.И. Гилинского, считающего источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп.
Причины и последствия девиантного поведения выявлены и изучены М.А. Галагузовой, Л.М. Шипициной, Е.В. Змановской, Ю.А. Клейбергом и др., анализ работ которых позволил выделить в числе основных факторов девиантного поведения подростков такие, как отклонения от нормы в состоянии здоровья, нарушения в сфере межличностных взаимоотношений, ошибки педагогов, ошибки семейного воспитания, социальные причины, психотравмирующие ситуации и т.п.
Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной социологической литературе, но важно отметить, что его конкретный аспект – подростковая девиация – изучен в меньшей степени. Девиантное поведение в подростковом возрасте представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.
Работы перечисленных специалистов, достаточно широко использовавшиеся при проведении исследования, не снижают актуальности рассматриваемой темы. Актуальность исследования обусловлена рядом факторов. Во-первых, современное состояние российского общества в целом характеризуется экономической, демографической, социальной и политической нестабильностью, что ведет к росту количества проявлений девиантного поведения. Во-вторых, вследствие напряженной и неустойчивой обстановки в обществе девиантное поведение, которое раньше имело место в существенно меньших масштабах распространения, начинает перерастать в криминальное, преступное поведение. В-третьих, с каждым годом растет число несовершеннолетних, употребляющих алкоголь, наркотические вещества, что также способствует ухудшению криминогенной обстановки в стране. Таким образом, изучению данной проблемы следует уделить больше внимания, особенно вопросам профилактики, направленной на искоренение различных отклонений в поведении подростков.
Анализ ряда теоретических источников, монографий, научных статей по проблеме девиантного поведения, многочисленные примеры, которыми переполнена наша повседневная жизнь, актуальность обусловили выбор данной темы дипломной работы – «Профилактика девиантного поведения подростков».
Объект: Девиантное поведение подростков
Предмет: Профилактика девиантного поведения в подростковой среде
Целью работы является рассмотрение социально-негативных проявлений подростков и изучение процесса социально-профилактической работы по предупреждению девиантного поведения подростков
В процессе изучения выбранной темы мы определили следующую гипотезу исследования: Профилактика отклоняющегося поведения может быть реализована при следующих условиях:
- скоординированной работе всех специалистов (психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе, юрист, учитель);
- серьезном внимании (приоритет) к проблеме первичной профилактики отклоняющегося поведения;
- выделении специфических особенностей подростков, влияющих на формирование противоправного поведения;
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы изучения девиантного поведения;
2. Дать характеристику девиантного поведения подростков, причин, способствующих формированию девиантного поведения;
3. Изучить характерные особенности личности подростков с девиантным поведением;
4. Рассмотреть технологии социальной профилактики девиантного поведения подростков.
5. Охарактеризовать меры, принимаемые государством и обществом по профилактике девиантного поведения подростков;
6. Исследовать особенности социально-профилактической работы по предупреждению девиантного поведения подростков на примере деятельности Центра социальной помощи семье и детям «Надежда»г. Костомукша.
7. Разработать рекомендации по усовершенствованию профилактики девиантного поведения подростков для специалистов Центра социальной помощи семье и детям
В исследовании применялся комплекс методов, использование которых обусловлено спецификой исследовательских задач:
Теоретические:
- анализ источников и литературы,
- анализ законодательной и нормативной базы по профилактике и реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением;
Практические:
- Анкетирование девиантных подростков, получавших услуги в Центре социальной помощи семье и детям «Надежда».
- Анализ документации.
- Полустандартизированное интервью.
Нормативно-правовую базу исследования составили ФЗ РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», ФЗ РФ № 95 «Об основах социального обслуживания населения», ФЗ РФ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также документы, регулирующие нормы помощи детям в трудной жизненной ситуации.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников и литературы, приложениями. Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи, представлена теоретическая и эмпирическая база исследования.
В соответствии с целью и задачами нашего исследования в первой главе раскрыто содержание понятия девиантного поведения как поведения, отклоняющегося от общепринятых норм; выделены основные факторы, которые негативно влияют на поведение несовершеннолетних; проводится анализ различных теоретических подходов к проблеме девиантности, рассмотрены основные особенности подросткового возраста.
Во второй главе рассматривается проблема профилактики девиантного поведения подростков как проблема социальная; представлены основные технологии социальной профилактики девиантного поведения; выявлены меры, принимаемые государством и обществом по профилактике девиантного поведения подростков.
Третья глава практическая. Разработана программа профилактики девиантного поведения подростков, основанная на теоретическом и практическом материале. Экспериментальной базой исследования являлся Центр социальной помощи семье и детям «Надежда» г. Костомукша.
В заключении излагаются главные выводы, полученные в результате теоретического анализа исследуемой проблемы и в ходе экспериментальной работы.
Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками, противозаконными действиям. Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов. Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим?
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме отклоняющегося поведения подростков. Раскрытие сути отклоняющегося поведения предполагает поиск его источников. Необходимо понимать причины возникновения девиаций и психологические особенности несовершеннолетних, а также особенности их окружения. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, проявляющиеся впоследствии.
Данная глава включает теоретический анализ проблемы девиантного поведения.
Информация по педагогике:
Условия формирования познавательного интереса
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся: Первое условие состоит в том чтобы, осуществлять максимальную опору на ак ...
Обучение монологической речи на уроках иностранного языка в 5-6 классах
Проанализировав Федеральный компонент государственного стандарта по иностранному языку, мы выяснили, что целью обучения монологической речи для начальной школы является составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание ...
Высшее образование в Украине
Чтобы процесс интеграции системы образования Украины в Европу стал реальностью, нужно провести серьезные реформы в отрасли образования. Украинское высшее образование отличается от европейского. В Европейском Союзе приняты и действуют другие стандарты. Престиж образования, высокой квалификации в Евр ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.