Выбранный мной возраст 12 – 14 лет, соответствует, согласно периодизации Л. С. Выготского [8] особому этапу в развитии личности – подростковому периоду. Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный и критический. Л. С. Выготский подчеркивает, что здесь имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой основы, на которой в последствии развиваются новые интересы. Особое внимание уделяется развитию мышления. Подросток овладевает процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения.
Учебная деятельность не является ведущей в подростковом возрасте и не определяет развития. Психологи утверждают, что «для подростка …ведущей воспроизводящей деятельностью является общественно-значимая деятельность». Основные интересы подростка лежат либо в «пространстве общения», либо в таких предметах учебного пространства, которые отличаются прагматичностью (обучение езде на машине) или психологичностью (обучение ответственности, «урок разговора по душам»). И, конечно, обучение математике не лежит в области запросов подростков, а сама математика не рассматривается ими как значимая деятельность. Анализ областей интересов, предложенных самими подростками, позволяет предположить, что интересными и значимыми для них являются такие формы взрослых деятельностей, которые в современной социокультурной ситуации естественным образом представлены как взрослые. По отношению к ним можно построить образование как удовлетворение запросов подростка.
Однако, математическая деятельность относится к тем профессиональным деятельностям, которые требуют специальной работы взрослого по их представленности.
Позитивное здесь – готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Одной из возрастных особенностей учащихся является утрата интереса подростка к классно-урочной форме работы и освоенным учебным отношениям. Для подростков становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Подростку это импонирует, и он легче осваивает новые способы действия, когда учитель лишь помогает ему.
Учебная деятельность может перейти в новую форму – учебно-исследовательскую деятельность. Ей нужно придать форму проекта, сделать ее социальной, значимой для подростка. Усвоение модели математической деятельности возможно в форме творческой работы, проведения исследования.
Рассмотрим исследовательскую модель обучения, описанную М. В. Клариным. Учебно-исследовательский процесс должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. Учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) учителем. В наиболее полном, развернутом виде учебно-исследовательская деятельность предполагает, что учащийся выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить; предлагает возможные решения; исходя из данных делает выводы в соответствии с результатами проверки; применяет выводы к новым данным; делает обобщения.
Исследовательская модель направлена на освоение опыта систематического исследования. В конечном итоге, после выдвижения, разработки и проверки гипотез, проводится анализ исследования. В целом модель включает следующие шаги-этапы.
Столкновение с проблемой, учащийся вводится в ситуацию познавательного конфликта.
Информация по педагогике:
Условия проведения экзамена и проверки работ
На экзамене в аудиторию не допускаются специалисты по математике. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по данному предмету. Учащимся в начале экзамена выдается полный текст работы. Ответ ...
Онтогенез словообразования
Е.А. Земская, Е.С. Кубрякова описывают словообразование, как процесс или результат образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исх ...
Ценности физической культуры и спорта
Ценность – это понятие, которое получило широкое распространение в социологии при изучении личности и социального поведения. В ценностях воплощена значимость предметов и явлений социальной среды для человека и общества. Ценности являются социально приобретенными элементами структуры личности, высту ...
Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.