Задачи математического образования в подростковой школе

Страница 1

Выбранный мной возраст 12 – 14 лет, соответствует, согласно периодизации Л. С. Выготского [8] особому этапу в развитии личности – подростковому периоду. Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный и критический. Л. С. Выготский подчеркивает, что здесь имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой основы, на которой в последствии развиваются новые интересы. Особое внимание уделяется развитию мышления. Подросток овладевает процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения.

Учебная деятельность не является ведущей в подростковом возрасте и не определяет развития. Психологи утверждают, что «для подростка …ведущей воспроизводящей деятельностью является общественно-значимая деятельность». Основные интересы подростка лежат либо в «пространстве общения», либо в таких предметах учебного пространства, которые отличаются прагматичностью (обучение езде на машине) или психологичностью (обучение ответственности, «урок разговора по душам»). И, конечно, обучение математике не лежит в области запросов подростков, а сама математика не рассматривается ими как значимая деятельность. Анализ областей интересов, предложенных самими подростками, позволяет предположить, что интересными и значимыми для них являются такие формы взрослых деятельностей, которые в современной социокультурной ситуации естественным образом представлены как взрослые. По отношению к ним можно построить образование как удовлетворение запросов подростка.

Однако, математическая деятельность относится к тем профессиональным деятельностям, которые требуют специальной работы взрослого по их представленности.

Позитивное здесь – готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Одной из возрастных особенностей учащихся является утрата интереса подростка к классно-урочной форме работы и освоенным учебным отношениям. Для подростков становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Подростку это импонирует, и он легче осваивает новые способы действия, когда учитель лишь помогает ему.

Учебная деятельность может перейти в новую форму – учебно-исследовательскую деятельность. Ей нужно придать форму проекта, сделать ее социальной, значимой для подростка. Усвоение модели математической деятельности возможно в форме творческой работы, проведения исследования.

Рассмотрим исследовательскую модель обучения, описанную М. В. Клариным. Учебно-исследовательский процесс должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. Учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) учителем. В наиболее полном, развернутом виде учебно-исследовательская деятельность предполагает, что учащийся выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить; предлагает возможные решения; исходя из данных делает выводы в соответствии с результатами проверки; применяет выводы к новым данным; делает обобщения.

Исследовательская модель направлена на освоение опыта систематического исследования. В конечном итоге, после выдвижения, разработки и проверки гипотез, проводится анализ исследования. В целом модель включает следующие шаги-этапы.

Столкновение с проблемой, учащийся вводится в ситуацию познавательного конфликта.

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

Типичные способы действия, восприятия и понимания детьми количественных отношений
Закрепление навыков счета требует большого количества упражнений. Упражнения в счете должны быть почти на каждом занятии до конца учебного года. Однако, обучая счету, не следует ограничиваться проведением формальных упражнений на занятиях. Педагог постоянно использует и создает различные жизненные ...

Профессиональные качества педагога профессионального обучения, по направлению «Машиностроение и технологическое оборудование»
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования педагог профессионального обучения обеспечивает приобретение профессии по программам начального профессионального образования учащимися образовательных учреждений. Объектами профессиональной деятельнос ...

Религиозные принципы
В Дагестане существовала народная система образования и воспитания, которая носила исламский религиозный характер, гибко, с учетом сложившихся народных обычаев, адаптировалась в каждом селе. Распространением грамотности среди народа занималась мечеть. Религиозное образование ставилось превыше всего ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru