Задачи математического образования в подростковой школе

Страница 2

Сбор данных – «верификация» (подтверждение фактических сведений). Учащийся проводит поиск достоверных сведений об объектах и явлениях. Важная задача учителя – расширить поле познавательного поиска, объем и характер доступных детям сведений. Типы этих сведений могут впоследствии стать предметом анализа. К их числу относятся следующие:

характеристики объектов;

явления;

условия, т.е. характеристики состояния объектов;

свойства, т.е. сведения о поведении объектов в различных условиях.

Сбор данных – экспериментирование. Учащийся выделяет изучаемые факторы (исследуемые переменные), выдвигает гипотезы, проверяет причинно-следственные связи. Экспериментирование включает две основные стороны: изучение и непосредственную проверку. Изучение объектов может происходить через изменение условий и наблюдение; оно не обязательно предполагает наличие каких-либо исходных предположений, но может дать почве для того, чтобы строить их. Вопросы, моделирующие эксперимент, дают возможность проверить предположение; их постановка требует опыта; и задача учителя – помочь детям освоить такой опыт. В частности, учитель помогает ученикам не торопиться слишком рано отбрасывать недостаточно проверенные предположения (независимо от того, «верны» они или нет).

Построение объяснения и доказательства.

Анализ хода исследования. Учащийся возвращается к проведенному исследованию, анализирует его ход. Учитель ориентирует на выяснение того, какие вопросы были наиболее эффективными для поиска информации, построения гипотезы, проверки объяснения и доказательства.

Итак, в модели обучения исследованию формируются исследовательские навыки, опыт исследования как метод и существо научного познания, обучение служит не усвоению знаний как обобщений, но освоению самого процесса, в котором создаются и проверяются эти обобщения.

Таким образом, учащийся получает представление о деятельности математиков как исследователей, ученых. Решается проблема представленности математической деятельности как взрослой профессиональной деятельности.

Для проведения исследования и написания творческой работы учащимся 7 – 9 классов предлагается тема «Знаменитые задачи древности». Анализ способов и средств решений задач показал, что их можно предлагать детям как темы творческих работ, начиная с седьмого класса, с возможностью их дальнейшего исследования и доказательства неразрешимости в более старших классах.

В результате – раннее начало работы с историческим материалом, учащиеся осваивают новый метод работы с ним. Самостоятельное решение знаменитых задач древности соответствует исторической линии развития этих задач: восхождение от методов древности к современным математическим теориям. Такой способ введения исторического материала – воспроизведение исторического хода решения задач древности – кажется продуктивным, поскольку он обеспечивает включенность детей в математическое творчество и повышение интереса к истории математики, формирует представление о развитии и значении математики как предмета в целом.

Исторически значимый материал более интересен для подростков, они с большим желанием занимаются им и отдают ему предпочтение перед другим, не имеющим исторической значимости. Это отвечает критериям значимости учебных проблем, выделенных М. В. Клариным.

Страницы: 1 2 

Информация по педагогике:

Онтогенез словообразования
Е.А. Земская, Е.С. Кубрякова описывают словообразование, как процесс или результат образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исх ...

Понятие и сущность здорового образа жизни
Под образом жизни большинством людей понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления. По мнению Э.Н.Вайнера, понятие образа жизни следовало бы определить как способ жиз ...

Исследование особенностей межличностного взаимодействия
Целью констатирующего эксперимента являлось рассмотрение особенностей межличностного взаимоотношения ребят старшего дошкольного возраста, выделение группы детей, имеющих некоторые затруднения в общении со сверстниками, исследование причин возникновения данных проблем, составление плана работы по ра ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru