В описываются особенности организации обучения математике, делающей возможным математическое творчество школьников, оставляющие за учащимися возможность выбора и свободного планирования собственной деятельности. Наличие особого способа изучения материала – постановки задачи в общем виде, ее решение лишь для некоторого подкласса объектов и проблематизация существования общего решения задачи, т.е. возникновение на самом уроке проблемы, интересной и доступной детям, – можно рассматривать как необходимое условие начала творческого поиска.
Таким образом, выделено условие, связанное с обучением в классе, проблемы вытекают из урока. Перед нами стоит другая задача – вместо урочной формы найти адекватную форму, чтобы поставить задачу, представить проблематику. Необходимо место, в котором возможна встреча учащихся с творческими проблемами, задачами. Таким местом может являться одна из форм дополнительного образования в Красноярской университетской гимназии №1 – Школе молодого ученого (ШМУ). Занятия ШМУ отвечают требованию открытости.
Планирование занятия в Школе молодого ученого требует особенного подхода. Необходимо учитывать следующие факторы:
Заранее неизвестно количество детей. Их может быть несколько человек, а может быть несколько десятков.
Заранее неизвестен возраст детей, из каких они классов.
Может быть различный уровень знаний, подготовки. Проект должен быть составлен таким образом, чтобы компенсировать это различие.
На занятии могут присутствовать учителя, должны быть специальные тексты, с которыми они могли бы работать.
Занятие должно быть замкнуто – содержать в себе все элементы от постановки проблемы до получения результата.
На занятиях ШМУ учащиеся знакомятся с задачами, пытаются их решать, формулируют проблемы.
Кроме того, в рамках ШМУ организуются выездные интенсивные семинары, на которых происходит представление различных творческих задач, школьники осуществляют выбор темы творческой работы. Два ученика восьмого класса выбрали тему «Знаменитые задачи древности» для написания творческой работы, еще пять проявило интерес и готовность заниматься этими проблемами.
Были выделены следующие условия представления темы «Знаменитые задачи древности», за счет которых она вызвала наибольший интерес среди участников ШМУ:
Необходима пропедевтика темы, дети должны быть знакомы с этими задачами.
Тема предлагается в виде системы задач, дети должны иметь успешный опыт решения этих задач, приводящий к затруднению, кажущемуся вполне преодолимым.
Подчеркивается историческая значимость темы, важно, что ею занимались ученые нескольких эпох, среди них такой известный школьникам математик древности, как Архимед.
Немаловажную роль играет фигура руководителя. Дети должны испытывать к руководителю доверие, как предметное (осведомленность в данном вопросе), так и психологическое, что имеет особенно большое значение, когда руководителем работы является студент, новый человек для школьников.
Информация по педагогике:
Исследование межпредметных связей по дисциплине «История костюма и моды»
Одним из важнейших условий прочности и действенности формируемых у обучающихся знаний, умений и навыков является осуществление межпредметных связей в процессе преподавания дисциплины «История костюма и моды». Решение проблемы межпредметных связей играет важную роль при определении содержания, метод ...
Методика постановки творческих задач
В описываются особенности организации обучения математике, делающей возможным математическое творчество школьников, оставляющие за учащимися возможность выбора и свободного планирования собственной деятельности. Наличие особого способа изучения материала – постановки задачи в общем виде, ее решение ...
Ключевая компетентность
Говоря о образовательных результатах можно отметить не только сформировавшиеся совокупности знаний, умений и навыков, но так же можно говорить о измененных физиологических и психологических новообразованиях организма, таких как психологическая устойчивость к раздражителям из вне, скорость интерпрет ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.