Воспитательный потенциал медиаобразования

Страница 1

Начало формирования исходных концепций медиаобразования произошло на рубеже 60–70-х годов. В то время проблема «школа и СМИ» понималась однозначно и упрощенно: школа должна использовать масс-медиа для своих нужд, а средства массовой информации должны уделять внимание школе – создавать учебные фильмы, программы и другие пособия, которые будут показаны с помощью технических средств обучения (ТСО). Это направление, получившее на Западе название «педагогическая технология» (educational technology), как тогда считали, и решало проблему. Однако, многие деятели образования жаловались на пагубное влияние телевидения, на конкуренцию между традиционной и «параллельной» школами, но не связывали это с необходимостью изучать средства массовой информации в школе. Этим объясняется и тот факт, что идея международного движения медиаобразования родилась в секторе информации ЮНЕСКО, а не в рамках какой-нибудь педагогической ассоциации.

Главную задачу медиаобразования можно сформулировать так: подготовить человека к полноценному включению его в систему связей в процессе массовой коммуникации. Чтобы выделить основные цели медиаобразования, проведем рассуждения «методом от противного». Опираясь на публикации наиболее авторитетных исследователей в этой области, можно отметить, что человек, не образованный в сфере средств массовой информации и коммуникации, является в большей степени объектом манипулирования масс-медиа, так как:

· он полноценно не воспринимает значительную часть информации, особенно аудиовизуальной, поскольку просто не подготовлен к ее восприятию;

· он до конца не понимает смысл сообщения или понимает однозначно то, что может иметь несколько значений;

· он занимает пассивную позицию по отношению к средствам массовой информации, не знает, как защитить себя от их влияния и часто не осознает, что такая защита необходима.

Кроме того, без медиаобразования человеку незнакомы многие формы самовыражения и общения с другими людьми. Отсюда обобщенные цели медиаобразования можно выразить примерно так: в процессе медиаобразования человек должен

· приобрести осознанный опыт невербального восприятия; всесторонне развивать свои перцептивные способности;

· осваивать языки невербальных сообщений, что позволит ему лучше понимать их содержание и выразительные возможности;

· выработать в себе механизмы для установления «психологической дистанции» между ним и медиа, психологической защиты против манипулирования его сознанием, приобретая навыки критической оценки информации и развивая в нем стремление самому оказывать воздействие на деятельность медиа.

Осознать необходимость введения медиаобразования оказалось непросто, но еще труднее оказывается организовать сам процесс медиаобразования. Сразу возникает целый ряд вопросов. Надо ли осуществлять медиаобразование в рамках средней школы или это можно сделать во внешкольной работе? Если вводить медиаобразование в общеобразовательную школу, то как: создавать новый обязательный предмет, ввести элементы изучения медиа в курсы традиционных предметов или ограничиться факультативной и кружковой работой в этом направлении? Если избрать путь внедрения медиаобразования в традиционные предметы, то в какие именно? В различных странах и даже в различных учебных заведениях в пределах одного региона эти вопросы решаются по-разному.

Большинство исследователей склоняется к тому, чтобы именно школа взяла на себя ответственность за обучение правильному использованию средств массовой информации. Внешкольные занятия могут стать хорошим дополнением, но только школа сможет гарантировать полный охват подрастающего поколения медиаобразованием. Как показал А.Г. Дал, возможны два основных подхода, решающие проблему охвата всех школьников медиаобразованием: интегрированный, т.е. осуществляющий изучение массовой коммуникации в курсах традиционных предметов, и специальный, предполагающий введение нового предмета.

Среди множества «сюрпризов», которые преподнесло медиаобразование, явились проблемы стиля взаимоотношений между учениками и педагогами. Чтобы лучше разобраться в них, попробуем проанализировать смысл терминов «преподавание», «обучение», «изучение», используя понятийный аппарат теории массовой коммуникации. Во всех этих терминах в неявном виде заложена идея односторонней передачи информации, по крайней мере, в рамках средней школы: учитель передает информацию ученику, т.е. что учитель есть источник

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Физико-математическая школа им. М.А. Лаврентьева
Физико-математическая школа им. М. А. Лаврентьева при НГУ - школа с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин. В 1961-1962 г. Сибирским отделением АН СССР была организованна и проведена Первая Всесибирская олимпиада школьников. С этого момента проведение олимпиад стало традиционным. А в ию ...

Социально-психологические особенности девиантных подростков
Для решения проблем подростков и оказания им помощи необходимо знать психологические особенности подростков нашего времени. При построении профилактической работы с детьми необходимо исходить из положения о том, что эффективность любого воздействия – социального, психологического или педагогическог ...

Совершенствование организации учебного процесса на основе перехода к системе зачетных единиц
По мнению проф. Д.Бадарча, одна из причин кризиса традиционной образовательной системы, сформировавшейся в странах, которые расположены на постсоветском пространстве, состоит в глубоко укоренившейся в сознании педагогов и студентов субъект-объектной парадигмы обучения, родоначальником которой был н ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru