Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение валеологии в становлении здорового образа жизни индивидуума и создание культа здоровья в настоящее время чрезвычайно возрастает. Главное – найти такие методы, такие слова, которые бы глубоко запали в сознание, были бы убедительны для молодежи в отношении реализации основных положений науки о здоровье. Как известно, врожденное крепкое здоровье также требует постоянного внимания к себе, поэтому задача родителей, педагогов привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна: по данным ученых, удельный вес здоровья детей в образовательных учреждениях составляет 25-30% от общего количества обучающихся. Динамика здоровья подрастающего поколения за последние 10-15 лет характеризуется весьма неблагоприятными тенденциями. Вывод подавляющего большинства исследователей и медицинских работников однозначен: современная система охраны материнства и детства находится в кризисе, качество здоровья подрастающего поколения катастрофически ухудшается, нужны кардинальные государственные меры по его охранен и укреплению.
Актуальность темы здорового образа жизни подтверждает статистика показателей здоровья:
1. Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей. Это означает, что ребенок, пробыв 40 недель внутриутробно, не успел завершить все стадии своего развития и после рождения еще не готов к жизни.
2. 25-35% детей, пришедших в первый класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
3. 90-92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии»: они еще не знают, что больны, и считают себя здоровыми. Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми. В 3-4 раза сокращается количество здоровых детей за время пребывания в школе.
4. До 95% взрослого населения страны относятся к «третьему состоянию», а 5% - хронически больны.
Сегодня ученые пришли к твердому убеждению и осознанию того, что традиционной медициной предельно использованы возможности положительного влияния на уровень и качество здоровья людей. Выявлено , что большинство ученых на первое место в определении здоровья ставят фактор адаптации, который определяет высокую приспособляемость организма к изменившимся условиям внешней среды и значительным физическим и психическим нагрузками (А.Г. Дембо); социальный фактор; воспитание.
На втором месте факторы сохранения и регулирования постоянства внутренней среды, которые имеют защитно – приспособительный характер, компенсирующий изменения в организме в процессе его адаптации (А.Г. Дембо, Л.Г. Татарникова)
Несбалансированное и недоброкачественное питание, дефицит физической активности, курение, загрязнение опасными для организма человека веществами воздуха, водоемов, почвы, вредные условия труда, психоэмоциональные перегрузки и стрессы – эти и многие другие отрицательные явления, непосредственно ведущие к ухудшению здоровье людей, преодолеть общими усилиями способно только государство, общество в целом.
Неудовлетворительное состояние общественного и личного здоровья становится следствием многих факторов, в том числе низкого уровня знаний основ охраны и укрепления здоровья, недостаточной гигиенической культурой взрослого и детского населения. Для преодоления кризиса в охране здоровья необходимо пересмотреть отношение государства в целом и каждого конкретного человека к жизненным смысловым ценностям, одной из которых является здоровье.
Одним из направлений в решении сложной и многоаспектной проблемы коренного улучшения здоровья населения Казахстана является создание государственной системы обязательного всеобщего обучения основам здоровья и гигиенического воспитания, начиная с дошкольного возраста. В настоящее время возникло особое междисциплинарное направление: «педагогика оздоровления». Это направление оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Физиологическая, психологическая и морально- нравственная реабилитация детей в последнее время признана первостепенной задачей в послании Президента страны «Казахстан 2030» приоритет 4, и закреплена в резолюциях Международной научно- практической конференции «Актуальные вопросы валеологии в системе непрерывного образования в РК», г. Алматы, 15-16 июня 2000 года.
Информация по педагогике:
Особенности использования современных средств обучения студентов УСПО
В настоящее время, когда Россия определяется с инновационными путями собственного развития, которые отвечают общемировым тенденциям, актуализируются проблемы качества образования. В этих условиях образовательной процесс учреждений СПО призван обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки в ...
Семейные факторы, влияющие на развитие ребенка
Родительское воспитание при определенных условиях может быть неблагоприятным когда ребенок воспитывается одним родителем, приемными родителями, отчимом или мачехой, родственниками, чужими людьми, а также родителями при непостоянном с ними проживании. Воспитание в неполной семье, в частности, станов ...
Понятие и сущность процесса обучения
Что же такое обучение? И.Ф.Харламов так писал об этом: «целенаправленный, педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических вз ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.