Психолого-педагогические основы применения современных информационных технологий в экологическом образовании

Образование и педагогика » Совершенствование экологического образования на основе внедрения новых информационных технологий » Психолого-педагогические основы применения современных информационных технологий в экологическом образовании

Страница 1

Развитие информационных технологий обработки, хранения данных (информации) и широкое их использование в сфере образования способствовало появлению термина «технология» в педагогике, где он используется в различных сочетаниях: педагогическая технология, образовательная технология, технология воспитания, технология обучения. Чёткого разграничения между этими понятиями пока не установлено. Ввиду этого понятие «технология» так же, как и любое другое педагогическое понятие, подлежит изучению и исследованию методами, имеющимися в арсенале педагоги ческой науки.

Подходы к трактовке понятия «технология», отражённые в публикациях монографического и учебно-методического характера последних двух лет, отличаются от взглядов пятидесятилетней давности. Во-первых, изменилось содержание самого понятия.

Если В.П. Беспалько в 1989 г. рассматривал педагогическую технологию как совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, то исследователи последних лет уходят от этого общего определения, предлагая в качестве технологии более конкретные и частные элементы. К примеру, под технологиями понимают:

1) «систематический метод планирования, применения и оценивания процесса обучения… для достижения более эффективной формы образования» [15, с. 86];

2) «пооперационно организованную деятельность педагога (учителя), взаимодействующего со школьниками в целях достижения наиболее рациональным путём некоего педагогического стандарта на специфической методической основе»;

3) «совокупность научно-обоснованных приёмов, и способов деятельности по конструированию образовательного процесса, направленных на реализацию учебно-воспитательных целей».

Во-вторых, если уйти от общих взглядов, то возникает множество подходов к определению понятия технологии.

Мы приближаемся к некоторому рубежу, за которым надо будет или совсем отказываться от использования данного термина в сфере образования как наиболее общего и ничего конкретно не описывающего, или сужать и четко разграничивать его, отделив от содержания других педагогических понятий. Поэтому нужно рассмотреть первоначальный смысл понятия «технология».

Понятие «технология» пришло в педагогику из сферы промышленности, где технологией называют процесс переработки исходного материала с целью получения «на выходе» продукта с заранее заданными свойствами. В энциклопедическом словаре понятие «технология» определяется как, совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции».

Однако технология это не просто «совокупность методов». Методы подобраны не случайно, и все они направлены на одну единую цель – получение конкретной продукции. С этой точки зрения более точное определение, отражающее саму суть процесса, можно найти в учебнике «Основы менеджмента», где под технологией подразумевается «любое средство преобразования исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы – для получения желаемой продукции или услуг». Это определение недостаточно корректно в отношении педагогики, так как под словосочетание «любое средство» может подойти не только технологический процесс, но и средства производства, например инструмент, станки. Тем не менее, сущность понятия «технология» во втором определении выражена более точно.

Итак, под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

Термин «технология» возник с появлением средств производства, мощность которых намного превышала производительность одного ремесленника. Изначально под технологией подразумевался процесс изготовления продукции техническими средствами – станками, группой станков, поточной линией. Технологии во многом зависели от технических характеристик используемого оборудования. Поэтому простого описания последовательности действий, которым пользуется ремесленник (или методист в обучении), стало недостаточно. Потребовалось усложнить и детализировать описание процесса, внеся в него точные характеристики каждого вида технических средств производства.

Таким образом, технология представляет собой алгоритмизированную последовательность операций получения какого-либо продукта, построенного на использовании технических или любых других средств, под управлением человека.

Технологический процесс состоит из трёх блоков: идеологии процесса, определяющей основную цель и ведущий способ её достижения; технических характеристик средств, выполняющих данный процесс; методики использования этих средств или последовательности действий человека, участвующего в производстве (оператора, диспетчера и другие).

Если перенести данный смысл термина «технология» в педагогику, получится рабочее определение понятия. Это определённый способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции выполняет средство под управлением человека. При этом учитель выполняет функции стимулирования и координации их деятельности.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Труд — важный фактор воспитания
Мы часто произносим слова «трудолюбие», «трудолюбивый». Но всегда ли задумываемся, какое содержание вкладываем в это понятие? На первый взгляд все ясно и просто. Трудолюбивый — это тот, кто любит труд. Просто, да не совсем. К примеру, маленький Алеша спешит принести маме тапочки, когда она возвраща ...

Система упражнений в организации обучения чтению текстов лингвострановедческого содержания и этапы работы с ними
В методике преподавания иностранного языка получила распространение идея обучения иноязычной культуре на основе концепции диалога культур. Авторский коллектив под руководством В.ГТ. Кузовлева предпринял попытку создать УМК, который через систему познавательных, учебных, развивающих и воспитательных ...

Сущность понятия «монологическая речь» и ее психологические особенности
Отношение к самому существованию и соответственно определению монологической речи у психологов и лингвистов далеко неоднозначно. Академик Л. В. Щерба условно считал монолог в значительной степени «искусственной формой», полагая, что «подлинное свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге». В то же в ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru