Творческое развитие ребенка, как и человека вообще связано с развитием и становлением личности.
Современные исследователи отмечают: «Современный спортивный танец – понятие, связанное с широким спектром дисциплин, касающихся спорта, искусства и целого ряда таких наук, как педагогика, психология, этика, эстетика, социология, философия, режиссура».
Сегодня наука трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.
Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
«Человек есть личность в силу того, что сознательно определяет свое отношение к окружающему», – подчеркивал С.Л. Рубинштейн.
Решение проблем, связанных с осознанием личности, выходит на необходимость систематизировать значимые отношения личности к действительности, обобщить ее основные жизненные отношения.
«Личностью, т.е. социальным существом, включенным в общественные отношения и являющиеся деятелем общественного развития», мы можем назвать «взрослого, нормального человека» (но не новорожденного или умалишенного) – так сказано в учебнике по психологии.
«Личность – термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и социальной деятельности или 2) устойчивую систему
социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. Личность появляется только с возникновением сознания или самосознания».
«Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения».
По определению Р.С. Немова, личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, кomoрые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. (Выделение Р.С. Немова).
Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ из этих понятий, их соотношение с понятием «личность» позволит более полно раскрыть последнее (Рис. 1).
Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков качеств.
Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.
Информация по педагогике:
Словесный метод профессионального обучения: рассказ-объяснение
Под методом производственного обучения следует понимать основные способы совместной взаимосвязанной деятельности мастера и учащихся, с целью достижения учащимися профессионального мастерства, воспитания у них добросовестного отношения к труду, развития творческих способностей. Методы производственн ...
Профессиональная компетентность
Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как углубленного знания, состояния адекватного выполнения задачи, способности к актуальному выполнению деятельности и ...
О понятии интеграции
Обращаясь к понятию интеграции, необходимо отметить, что одним из первых учёных, заложивших экспериментально обоснованные теоретические принципы интегрированного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями развития, заложил Л. С. Выготский. Учёный указывал, что при всех дост ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.