Место и роль жанров пересказа в системе высказываний на школьном уроке

Страница 1

Как следует из различных источников, основной формой речевого взаимодействия в ходе учебного процесса является осмысленное оперирование текстами, так как в процессе обучения в школе осуществляется восприятие текста учителя (например, при объяснении нового материала); обмен устными текстами между учителем и учеником (учениками); развернутая текстовая речь ученика в ответ на вопрос или задание учителя. Изучение методической и психологической литературы, в том числе и анализ реальной речевой практики, показывает, что, работая в школе над устным пересказом, необходимо учесть следующее:

1) нужно учить школьников, прежде всего приемам подготовки к устным высказываниям, чтобы они могли непринужденно, свободно рассказывать; при любой - большей или меньшей - подготовке текст пересказа не должен заучиваться ребятами;

2) нужно иметь в виду, что учащиеся одновременно выступают в роли авторов устных повествований и в роли рассказчиков, и они должны суметь передать свое отношение к излагаемому;

3) следует помнить, что средствами звучащей речи при правильно построенном устном монологе легче доносится до учащихся основная мысль высказывания, четче выявляется жанровое и стилистическое своеобразие текста, ярче и нагляднее передаются особенности композиции и языка. Мастерство ученика-рассказчика проявляется в умении выделить узловое событие, подчинить описание места и времени, а также описание героев главному в повествовании.

Опираясь на вышесказанное, можно заключить, что ценность создания устного пересказа состоит в том, что он учит школьников умелому использованию авторского языка при свободном пересказе, выделению основной авторской мысли в рассказе, умению передать ее в своем пересказе, увлечь слушателей.

С одной стороны, пересказ способствует осознанию взаимосвязи содержания прочитанного текста и его языковых средств, активному усвоению лексического состава произведения и его дальнейшего использования для построения собственных высказываний, выражения чувств и переживаний. С другой, пересказ - эффективное средство запоминания и закрепления нужной информации, развития мышления.

Этим и объясняется большое внимание со стороны методистов, педагогов, психологов и лингвистов (Н.И. Жинкин, Н.А. Ипполитова, В.И. Капинос, Т.А. Ладыженская, А.А. Леонтьев, А.И. Липкина, М.Р. Львов, О.И. Никифорова, М.С. Соловейчик и другие) к проблеме обучения детей пересказу .

Исследователи считают, что содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Выбирать следует лишь те произведения, которые дети способны пересказать сами. При выборе произведений для пересказа учитываются следующие требования:

1. они должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей; быть доступными по содержанию - в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков;

2. иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты). Особое значение имеет динамичность сюжета. Дети легко воспроизводят даже относительно длинные произведения с динамичным сюжетом; должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь.

Детям трудны сложные и длинные предложения с причастными и деепричастными оборотами; доступны по объему. В методической литературе требования к размеру текстов противоречивы. Некоторые исследователи считают, что важен не размер, а содержание произведения. Другие предлагают только короткие произведения. Они пересказываются детьми более уверенно, последовательно.

Этим требованиям отвечают народные сказки, короткие рассказы К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, В. Осеевой, Н. Калининой, В. Драгунского, Н. Носова и других.

Не рекомендуется пересказывать стихотворения, так как это нарушает единство формы и содержания, воспитывает невнимание к поэтической форме. Дети стремятся читать стихи дословно, наизусть.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Что следует по­нимать под дистанционным обучением
Сопоставляя данные статей, можно заключить, что дистанционное обучение — это новая, специфичная форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, уч ...

Математические игры как средство развития познавательного интереса к математике
Предмет математики представляет собой связную систему определений, теорем и правил. Каждое новое определение, теорема и правило опираются на предыдущее, ранее введенное, доказанное. Каждая новая задача включает элементы ранее решенной. Такая связность, взаимозависимость и дополняемость всех раздело ...

Условия успешной интеграции
В нашей стране традиционно сложилась система организации обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в специальных образовательных учреждениях на принципах дифференцированного подхода, с опорой на специфику, непосредственно связанную с ведущим дефектом. Но такая практика, как показывают и ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru