Есть примеры и другого рода, когда способности обнаруживаются не в раннем, а позднем возрасте. Так, некая пожилая женщина, оставшись одна в инвалидной коляске, неожиданно для себя начала рисовать. Из-под ее руки выходили рисунки, которыми могли похвалиться, любые начинающие художники.
Японский художник Хокусай писал о том, что с шести лет им владела страсть к рисованию, изображению различные формы. К пятидесяти годам у него было сделано бесчисленное количество рисунков, однако он считал, что все сделанное им не стоит внимания. Только в семьдесят три он кое-что узнал о действительном строении природы – животных, растений, птиц, рыб и насекомых. Он пишет, что, когда ему будет восемьдесят, он узнает еще больше, в девяносто постигнет тайный смысл вещей, а в сто, безусловно, достигнет поразительных высот. Он думает, что когда ему будет сто десять лет, все, что он нарисует, хоть линию! хоть точку, – все будет живым, будет дышать жизнью.
Данные примеры показывают, что практически не существует возрастных границ развития способностей, хотя, конечно же, их надо развивать в самом раннем детстве.
Важную роль в развитии способностей играют мотивация и, вызываемая ею, напряженная активность. Наблюдения за одаренными детьми показывают, что они обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к которой они предрасположены. Такие дети могут без устали часами изо дня в день заниматься интересующим их делом.
Способности – понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности. Без собственной активной деятельности нельзя развить способности. Свои способности можно определить, только попытавшись приложить их. Конечно, не раскрыв рта, нельзя узнать, сможешь ли ты петь, есть ли у тебя голос. Это главный ответ на вопрос о том, как найти свое призвание. Только в трудовой деятельности можно найти ту основную среду, которая сформирует ваш талант.
Ряд ученых, в частности Б.М. Теплов, считают, что способности не могут существовать иначе как в постоянном развитии. Способность, которая не развивается, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям мы поддерживаем и развиваем соответствующие способности.
«Специальные способности – это такие индивидуально-психологические особенности, которые способствуют успешному овладению и выполнению какого-то конкретного вида деятельности».
Следовательно, примером специальных способностей может быть голос Дмитрия Хворостовского, Шаляпина, актерское мастерство Алисы Фрейндлих. Это все великие актеры, музыканты, спортсмены и т.д.
Индивидуально-психологические особенности субъекта внутренне связаны со способностями человека – одной из его характерной черт. По авторитетному утверждению Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина, хотя способности человека формируются по специфическим психологическим закономерностям, а не заложены в свойствах нервной системы, но, конечно, процессы обучения будут протекать иначе у лиц с высокой и низкой динамичностью нервных процессов В исследовании природы умственных способностей в плане индивидуально-типических различий людей отмечено, что типологические свойства нервных процессов определяют динамику протекания умственной деятельности: скорость усвоения знаний, силу сосредоточения внимания, устойчивость отношения к внешним раздражителям умственную способность. Иначе говоря, отмечена безусловность связи психофизиологического, задаткового и собственно психологического уровней способностей как индивидуально-психологических особенностей человека, отличающих его от других людей.
Однако, как отмечал С.Л. Рубинштейн, это только одна из предпосылок формирования способностей человека: «Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими – весь путь развития личности. Развиваясь на основе задатков, способности, являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка .».
Информация по педагогике:
Развитие самостоятельности в процессе
обучения
Самостоятельность формируется по мере взросления ребёнка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. На каждом этапе необходимо разумно поощрять детскую самостоятельность, развивать полезные навыки и умения. Ограничение самостоятельной деятельности ребёнка приводит к подавлению личности, в ...
Понятие «обученность» в психолого-педагогической литературе
В педагогике нет однозначного толкования понятия «обученность». СИ. Архангельский определяет обученность как одно из существенных качеств обучаемого, отражающего его способность оперировать знаниями и умениями.при решении теоретических и практических задач, которое приобретается им в действиях над ...
Оценка уровня сформированности самостоятельности и трудолюбия
у младших школьников
Чтобы оценить уровень самостоятельности и трудолюбия у младших школьников, мы провели анкетирование на базе МБОУДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) им. Двужильного» г. Кемерово. В исследовании принимали участие ученики начальных классов. В анкетировании участвовало ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.