Возрастно-нормативные модели развития:
средне-статистические
социально-культурные
индивидуально-личностные
«Для понимания жизненного цикла человека необходимы определение последовательной смены состояний развития, однонаправленности и необратимости времени жизни, т.е. топологическая характеристика этого времени. Вместе с тем следует учитывать длительность существования индивида, определяемую общей продолжительность жизни всех индивидов данного вида, – метрическую характеристику жизненного цикла и его отдельных моментов. Обе эти характеристики представлены, например, в новейшей схеме возрастной периодизации, принятой на одном из международных симпозиумов. В этой схеме период развития (слева) количественно определяется продолжительностью его существования, измеряемой первоначально днями, затем годами и десятилетиями (справа):
Новорожденные 1-10 дней
Грудной ребенок 10 дней – 1 год
Раннее детство 1-2 года
Первый период детства 3-7 лет
Второй период детства 8-12 ,, для мальчиков
8-11 ,, для девочек
Подростковый возраст 13-16 ,, для мальчиков
12-15 ,, для девочек
Юношеский 17-21 ,, для мужчин
16-20 ,, для женщин».
«В антропологии и психофизиологии, педиатрии и геронтологии чаще используются более специальные классификации периодов роста и созревания, с одной стороны, и инволюционных периодов, с другой.
В этих более частных классификациях возрастов главное внимание уделяется объективным признакам начала и завершения каждого возрастного периода, длительность которого может значительно варьировать у разных индивидов. В педиатрии, например, широко используется следующая периодизация развития: 1) внутриутробный период; 2) период новорожденности; 3) период вскармливания грудью; 4) период молочных зубов; 5) период отрочества; 6) период полового созревания».
В антропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека, включая инволюционный: 1) возмужалый возраст (Adolescentia Virilitas), охватывающий период от 20 до 40 лет у женщин и от 25 до 45 лет у мужчин; 2) зрелость (Maturitas) – до 55 лет; 3) старость (Senium) характеризующуюся непрерывно нарастающей инволюцией и завершающуюся естественной физиологической смертью. Однако антропологическая периодизация развития взрослого человека не является общепринятой в геронтологии и психофизиологии.
В геронтологии используется периодизация Дж. Биррена, одного из наиболее крупных исследователей процессов старения человека. В предложенной им классификации возрастов указывается продолжительность каждого из периодов на основании различных научных данных.
Юность 12-17 лет
Ранняя зрелость 17-25 лет
Зрелость 25-50 лет
Поздняя зрелость 50-75 лет
Старость 75 лет
Полный жизненный цикл по Э. Эриксону
п п/п |
возраст |
название его |
приобретаемые качества |
деструктивные качества |
1 |
0 - 1-1,5 |
младенчество |
надежда (основная связь - через маму) |
уход от общения и деятельности |
2 |
1,5 - 4 |
ранний возраст |
воля |
навязчивость, импульсивность или соглашательство |
3 |
4 - 6 |
детство (возраст игры) |
целенаправленность |
заторможенность |
4 |
6 - 11 |
школьный возраст |
умелость, компетентность |
инертность |
5 |
11 - 20 |
отрочество |
верность |
застенчивость, негативизм |
6 |
21 - 25 |
молодость |
любовь |
исключительность (склонность исключить кого-либо (себя) из круга интимных отношений |
7 |
25 – 50-60 |
зрелость |
забота |
отверженность |
8 |
свыше 60 - |
старость |
мудрость |
презрение |
Информация по педагогике:
Образовательная среда как психолого-педагогическая категория
Проблема оценки образовательной среды школы в настоящее время стала одной из центральных в педагогике. При этом, хотя само это понятие широко используется авторами, его содержательное наполнение далеко не однозначно. В современном мире все яснее осознается, что образование личности не следует отожд ...
Сущность и цель образования
При раскрытии этих ведущих философско-педагогических понятий Дьюи продолжает гуманистическое направление, заложенное Руссо. Идея великого швейцарца об образовании как процессе естественного роста является исходной для Дьюи. Он полностью разделяет положение Руссо о том, что «истинное образование ест ...
Индивидуальные различия в
пространственном мышлении
Пространственное мышление — специфический вид мыслительной деятельности, которая необходима при решении задач, требующих ориентации в пространстве (как видимом, так и воображаемом), и основывается на анализе пространственных свойств и отношений реальных объектов или их графических изображений. Глав ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.