Условия активизации профессионального роста руководителя образовательного учреждения

Образование и педагогика » Условия активизации профессионального роста руководителя образовательного учреждения

Страница 2

Профессиональная рефлексия в процессе деятельности необходима как начинающему работнику, так и специалисту на вершине профессиональной зрелости. Каждому из них надо уметь оценить свои профессиональные способности и резервы личности, изучать опыт своего профессионального прошлого и настоящего, “просчитывать” профессиональное будущее, соотносить стороны своей компетентности с меняющимися запросами общества.

В нашем исследовании при выявлении условий активизации профессионального развития руководителя образовательного учреждения мы будем основываться на концепции личности и ее развития в гуманистической психологии (К. Гольдштейн, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс), основными положениями которой являются следующие: каждый человек неповторим и индивидуален; личность является открытой и саморазвивающейся; человек прежде всего социальное существо, и поэтому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом; общение личности и общества является взаимообщением, взаимодействием; человеку свойственна потребность развития, достижения новых и новых вершин.

Одной из наиболее известных теорий в рамках гуманистической психологии является концепция самоактуализирующей личности А. Маслоу, который рассматривает самоактуализацию (одно из центральных понятий концепций гуманистической психологии) как осознанное стремление человека к реализации своего потенциала. Оно включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающего мира и своего места в нем. Самоактуализация личности и ее самоопределение на конкретном возрастном этапе связано с профессиональной ролью личности, ее призванием.

“В стране огромное число людей, пишет А.А. Бодалев, которые продвигаются в политике, экономике, в сфере управления, в науке, во многих других областях деятельности и не являются при этом профессионалами во всем значении этого слова”.

В то же время, как отмечает тот же автор, “продуманная организация деятельности и отношений ребенка в дошкольном и младшем возрасте, целенаправленное введение подростка в мир профессии, последующее теоретически и практически научно глубоко проработанное и проверенное на эффективность профессиональное образование, если они хорошо сопряжены с общеличностным развитием”, то дадут каждому “возможность искать алгоритм поведения, ведущего к выработке своего индивидуального стиля деятельности и к высокому профессионализму”.

А.А. Бодалев относит к принципиальным задачам “разработку такой стратегии организации его (человека) жизни, реализация которой позволила бы ему оптимально во всех отношениях объективизировать себя на ступени зрелости”, с сожалением при этом констатируя, что “наблюдения за проявлениями высокого профессионализма в жизни нередко фиксируют остановки в его росте”, а иногда утрату и деформацию “личности самого профессионала” .

Деформация личности, чувства смятения и неудовлетворенности, ощущения отчужденности, проживания “чужой жизни”, неспособность самореализоваться все эти проблемы профессионального личностного роста преодолеваются личностью, которая имеет потребность в самореализации и владеет способами реализации этой потребности в профессиональной деятельности.

Изучению развития человека как индивида, личности и субъекта, как мы отмечали выше, были посвящены исследования Б.Г. Ананьева и его сторонников. Авторы исследований рассматривали личность с учетом становления человека в разные возрастные периоды.

Б.Г. Ананьев указывает, что “человек в значительной степени становится таким, каким его делает жизнь в определенных обстоятельствах, в формировании которых он сам участвует. Человек, однако, не является пассивным продуктом общественной среды или жертвой игры генетических сил. Создание и изменение обстоятельств современной жизни собственным поведением и трудом, образование собственной среды развития посредством общественных связей все это проявления социальной активности человека в его собственной жизни” .

Л.И. Божович писала о том, что каждая возрастная стадия характеризуется личностными психологическими новообразованиями, “качественно своеобразной структурой своих особенностей, а переход от одного возрастного этапа к другому представляет собой . диалектический скачок к новому качеству”.

Таким образом, важнейшим условием активизации профессионального развития руководителя в нашем исследовании становится потребность в самоактуализации. Понятие самоактуализации синтетично, оно включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающего мира и своего места в нем, осознанное стремление человека стать все более тем, кем он способен стать, реализовать свои потенциалы.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Показатели и критерии уровня овладения детьми исследовательской деятельностью
При определении показателей сформированности умений и навыков исследовательской деятельности мы пользовались работами следующих авторов: А.И. Савенков Л.Н. Прохорова А.И. Савенков выделяет четыре блока, характеризующих исследовательское мышление: 1. Культура мышления; 2. Конвергентное мышление; 3. ...

Деловая игра как средство развития социальных компетентностей
Смысл феномена деловой игры в обобщенном виде зафиксирован в психологических словарях, например: «Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. К этому определению необходим ...

Организация и руководство военно-патриотическим воспитанием в школе
Многие говорят, что современные подростки, юноши и девушки «не имеют ничего святого за душой», не ценят труд своих родителей, не помнят своих предков, не преклоняются перед памятью павших на фронтах Великой Отечественной войны. Это не так. Их внешняя вульгарность, подражание моде – наносное, просто ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru