Б. Скиннер стал инициатором программированного обучения.
К числу позитивных моментов этого влияния надо отнести прежде всего утверждение поведения как основного показателя результативности обучения. Действительно, лишь по поведению индивида мы можем судить с полной определенностью, насколько глубоко и в каком объеме он освоил ту или иную информацию, которую он осознанно или неосознанно воспринимал. Отсюда логически следует, что основной формой проверки и оценивания результатов процесса обучения должно быть совершение обучающимся определенного действия, в котором проявляется степень освоения им учебного материала.
Важным положением, выработанным бихевиористами, является структура «стимул – реакция - подкрепление». По сути, эта структура лежит в основе всего процесса закрепления позитивных аспектов процесса обучения, будь то знаниям, умениям, навыкам или тем более качествам и нравственным ценностям.
Другая психологическая теория- гештальтпсихология (от нем. Gestalt – образ, форма – функциональная структура, которая по присушим ей законом упорядочивает многообразие отдельных явлений), осуществляла изучение психики с точки зрения целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам. Создателями основных положений данной теории стали американские психологи немецкого происхождения М. Вертхаймер (1880-1943), В. Кёлер (1887-1967), К.Коффака (1886-1941). Главные идеи Гештальтпсихологии заключаются в том, что: а) психические явления представляют собой целостные структуры, образы (гештальты); б) при этом внутренняя, системная организация целого образа определяет свойства и функции образующих его частей (принципы системности и целостности); в) построение образа (гештальта) происходит посредством особого психического акта постижения, мгновенного схватывания отношений в воспринимаемом поле – инсайта (от англ. Insight – усмотрение, постижение, озарение).
Еще один американский психолог немецкого происхождения К. Левин (1890-1947) развил данную теорию и создал динамическую теорию личности, в которой отводил в поведении человека ведущую роль жизненным целям, потребностям и мотивации, возникающим в окружающей его ситуации («психологическом поле»).
Эта теория также привнесла в понимание и организацию процесса обучения определенные позитивные моменты, расширив наши представления о данном предмете. К позитивным моментам можно отнести применение в процессе обучения выработанных Гештальтпсихологией понятий и представлений: а) целостности, системности изучаемого материала; б) эвристического метода в познании и в обучении. Благодаря работам представителей данной теории, особенно К.Левина, весьма важным было осознание значения окружающего жизненного пространства («психологического поля») для обучения и роли жизненных целей, потребностей, мотивации в обучении.
Большую роль в понимании и выработке принципов практической организации процесса обучения играла и играет психологическая теория, получившая наименование когнитивизм. Задачей этого направления в психологии является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта. Для психологов-когнитивистов центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Главные действия, осуществляемые при этом индивидом, это приобретение, преобразование информации, создание когнитивных структур. Представителями когнитивизма Дж. Сперлингом, Р.А. Аткинсоном были выделены кратковременная и долговременная память.
Ведущие представители данной теории – американские психологи Дж. С. Брунер (р. 1915) и Р.М. Ганье (р. 1916). Их основные работы связаны как раз с исследованием процесса обучения. Дж. С. Брунер в своем знаменитом труде «Процесс обучения» (1960) исследовал структуру знаний, выдвинул идею необходимости усвоения системы отношений в структуре учебного предмета, обосновал возможность и необходимость формирования готовности к обучению, предложил создание спиралевидной (постепенно усложняющейся) программы обучения. Брунер рассматривал учение как процесс создания обучающимся собственного «культурного опыта», имеющего социальный характер и обусловленного конкретным культурно-историческим контекстом. В процессе обучения Брунер усматривал три фазы: 1) уяснение – получение информации, замещающей или уточняющей прошлый опыт; 2) трансформацию, обработку информации и достижение ее пригодности к использованию в новых ситуациях; 3) оценку – проверку правильности переработанной информации.
Р.М.Ганье в работе «Условия обучения» (1977) обосновал иерархическое строение усваиваемых навыков и определил три составляющие процесса обучения: 1) явления обучения; 2) условия обучения (внешние – организация процесса обучения, и внутренние – наличие у обучающихся необходимых понятий и навыков для обучения), 3) продукты обучения (основные виды поведения, усваиваемые в ходе обучения). Ученый рассматривает различные виды обучения – от образования условных рефлексов до сложных форм усвоения понятий, правил, решения задач.
Информация по педагогике:
Планирование работы по изучению раздела «Элементы машиноведение»
Перспективно-тематическое планирование раздела «Технология обработки металлов. Элементы машиноведения» рассмотрено в приложении 1. Учебная программа является основным документом, которым руководствуется учитель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению учащимися на данном занятии, подби ...
Сравнительный анализ ампельных растений по основным
морфобиологическим признакам
Ампельные растения – это растения со свисающими вниз побегами. Это очень разнообразная группа, включающая небольшие лианы, виды с прямостоячими сначала, а затем свисающими побегами, некоторые розеточные растения, способные образовывать усы. Кроме того, это и некоторые папоротники с длинными поникаю ...
Понятия о методах физического воспитания
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является оптимальное развитие физических качеств человека. К ним относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Методов и особенно различных версий (модификаций) в педагогической литературе указывается так мно ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.