В 1863-66гг. в С.- Петербурге издавался учебно-литературный журнал «Самообразование», 1893 в Москве была создана комиссия по организации домашнего чтения при учебном отделе Общества распространения технических знаний, которая разработала специальные программы для самообразования по многим предметам, изучавшихся в университетах. Комиссия выпускала «Библиотеку для самообразования», проводила письменные консультации.
Облегченные программы для самообразования готовил Отдел для слдействия самообразованию, созданный в 1891 в С.- Петербурге при Педагогическом музее военно-учебных заведений по инициативе Н.А. Рубакина и Н.И. Кореева.
В 1892 году по инициативе И.И. Янжула, группой московских ученых была издана «Книга о книгах. Толковый указатель для выбора книг по основным отраслям знания». Значительную роль в самообразовании играли различные общественные курсы и народные университеты.
После Октябрьской революции в Советской России создается широкая сеть внеформального образования, т.е. образования, организованного не в стенах учебных заведений, а на производстве, в клубах и т.д. в форме лекториев, курсов, кружков, секций.
Крупнейший теоретик и практик образования в России Н.К. Крупская в тридцатые годы двадцатого столетия отмечала, что человек, закончив определенный период обучения, должен приобретать новые знания, чтобы всю деятельность делать более плодотворной. «Каждый целесообразно работающий человек всю жизнь учится – учится из опыта других, учится из книг, которые позволяют ему расширить свой горизонт и пользоваться опытом человечества, учиться применять этот опыт человечества к своей работе».
С 50х годов 20 века удовлетворению потребности в самообразовании способствовало формирование в СССР системы образования взрослых и повышения их квалификации. Организационное и систематическое самообразование осуществлялось в основном на всевозможных курсах, кружках, народных университетах.
В это время совершенствуются средства массовой информации. На радио и телевидении возникают учебные программы.
Поскольку учение является ведущей деятельностью человека, психология, не могла не уделить огромного внимания психическим процессам, происходящим при этом.
Крупнейшие психологи мира пытались со своей точки зрения представить структуру процесса учения.
К основным психологическим теориям, сыгравшим важную роль в выработке корректного понимания и в практической организации процесса обучения относятся: бихевиоризм, гештальт-психология, когнитизм, деятельностная теория и гуманистическая психология.
Бихевиоризм – направление в психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Единицей поведения является связь стимула и реакции. Законы поведения фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ системе организма). Процессы внутри этой системы (как психические, так и физиологические), по мнению бихевиористов, недоступны научному анализу, поскольку они недоступны прямому наблюдению.
На основе своих общетеоретических идей бихевиористы, в первую очередь основатели этого направления Д.Уотсон (1878-1958) и Э. Торндайк (1874-1949), разработали свою концепцию учения. Научение, в соответствии с их взглядами, - это приобретение организмом новых форм поведения. «Формула «ситуация – ответная реакция» выражает любой процесс учения» – так сформулировал исходную позицию бихевиоризма Э. Торндайк. При этом они опирались на учение русского ученого И.П. Павлова об условных рефлексах и на основе своих наблюдений за реакциями животных сделали выводы о всех формах учения, в том числе и человека. Д. Уотсон, использовав учение И.П. Павлова, выдвинул концепцию обучения путем «обусловливания». Э.Торндайк на основе наблюдений за реакцией животных разработал концепцию обучения методом проб и ошибок, понимая последний как слепой отбор произведенных наугад движений. Этот метод он распространил и на процесс учения у человека.
Виднейший представитель современного бихевиоризма американский психолог Б.Ф. Скиннер (р. 1904) занялся описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и подкреплением этих реакций. Исходя из идеи идентичности механизмов поведения животных и человека («Поведение организмов», 1938 г.) и на основе наблюдений за поведением животных, он выдвинул концепцию оперантного научения (от «операция»): организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции. Ученый распространил свою концепцию на усвоение речи, психотерапию и обучение в школе.
Информация по педагогике:
Условия проведения экзамена и проверки работ
На экзамене в аудиторию не допускаются специалисты по математике. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по данному предмету. Учащимся в начале экзамена выдается полный текст работы. Ответ ...
Структура математической игры
Математическая игра имеет устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности. Основными структурными компонентами математической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, содержание, оборудование, результат игры. Остановимся более подробно на отдельных структур ...
Опоры, используемые при обучении монологическому высказыванию
Опора - это, модель программы высказывания, в которой должна быть заложена возможность вариативного использования средств ее выражения на основе осознания способов выполнения речевых действий по порождению высказывания. Назначение опор одно - непосредственно или опосредованно помочь порождению рече ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.