В коллективе могут возникнуть противоречия между коллективом и отдельными детьми или группами детей, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между перспективами, стоящими перед коллективом, и перспективными устремлениями отдельных его членов, между нормами, установившимися в коллективе, и нормами, стихийно сложившимися во входящих в него группах, между группами детей с различными ценностными ориентациями.
Возникновение противоречий имеет различные причины. Одни возникают в связи с развитием коллектива (перспективы сменяют одна другую, формальная и неформальная структуры развиваются неравномерно, дети, развиваясь, ищут новые основания для самоутверждения в коллективе, коллектив по мере развития предъявляет все более высокие требования к своим членам); другие являются следствием изменившегося состава коллектива, что сопровождается внесением новых ценностей, норм отношений, содержания деятельности и т. д.; третьи возникают вследствие неправильной педагогической позиции учителя (либеральный стиль отношений в неразвитом коллективе или авторитарный — в сложившемся коллективе; неправильная оценка состояния коллектива, статуса отдельных его членов и т. д.).
Таким образом, развитие ученического коллектива — сложный и противоречивый процесс, осуществляемый с различной степенью интенсивности. В нем возможны остановки, движение вспять. Однако в целом это не стихийный, а педагогически управляемый процесс.
Информация по педагогике:
Мультимедийное пособие по теме: «Движение»
Наглядность занимает одно из центральных мест в обучении. И с развитием новых информационных технологий, стало возможным в учебном процессе заменить статические страницы из учебника динамическими. Представление информации при помощи динамических пособий позволяет учащимся глубже и легче понять изуч ...
Значение внеклассной работы по математике как
средства развития познавательного интереса
Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания. По отношению к математике всегда имеются некоторые категории учащихся, проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиес ...
Характеристика выборки и анализ результатов исследования
В экспериментальном исследовании приняли участие 60 учащихся 9-х классов и 3 педагога – классных руководителя МОУ СОШ №17 г. Челябинска. Практически все учащиеся обучаются в данных классах с момента поступления в школу. Длительное совместное обучение и проведение внеклассных и внешкольных мероприят ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.