Характерной чертой народной педагогики Дагестана является ее направленность на духовно-нравственное развитие личности. Дагестанский народ в процессе своего исторического развития накопил богатейший социальный, житейский, педагогический опыт, самобытную, присущую только ему духовно-нравственную культуру, отраженную в своеобразном моральном кодексе жителей гор - намусе. Являясь обобщением обычаев и традиций, намус когда-то пронизывал все стороны горской жизни. Он не только учил, настаивал и регламентировал поведение горца, но и требовал сохранения нравственных и гуманистических принципов в отношениях между всеми дагестанскими народами и в жизни каждого горца.
Важнейшей особенностью намуса является то, что он определял моральный идеал, согласно которому первостепенное значение придается воспитанию у горца человечности. Слово "человек" у дагестанцев составляет корень таких нравственных понятий, как "гуманность", "порядочность", "человечность". Этим самым народ как бы заложил содержательную основу народной педагогики, слово "человек" сделалось ключевым в определении морального облика горца, его черт и качеств.
Ярко осознавая, что моральная ценность человека не мыслится без взаимного уважения друг друга, горцы ревностно хранили благородство, мудрость и уважение в отношениях между собой.
Воспитание честности и правдивости дагестанские горцы рассматривали как самые высокие моральные качества человека. Буквально все народы - жители гор - считали ложь и обман самыми низкими чертами людей
Кодекс горских законов сурово осуждал лживость и воровство. В дагестанских адатах предусмотрено все до мелочей: сел на чужого коня - штраф в четыре овцы, распахал хотя бы одну борозду общественной земли - две овцы в пользу села, за кражу одного снопа зерновых взыскивался четырехгодовалый бык.
Общественность бдительно следила за соблюдением горцами установленных норм и правил поведения. Малейшее отступление от них рассматривалось как потеря намуса - совести, что неминуемо влекло за собой всеобщее порицание земляков. Садись хоть криво, но говори правду - таково требование намуса.
Центральное место в нравственном кредо горцев занимает "намус". Горский намус - очень емкое понятие, заключающее в себе моральные принципы и критерии простого народа. Суть его человечность и совестливость, умение всегда и везде помогать ближнему, уступать ему, выручать его.
Намус выражается и в уважении старшего, и в гостеприимстве, и в почтительном отношении к женщине.
Отвечая тем, кто пренебрежительно относится к нравственному упадку горских народов, великий сын осетинского народа Коста Хетагуров писал: "Эти же "дикари" сумели сохранить такие традиции, какими может гордиться лучший европеец".
Сегодня, когда наше деформированное общество испытывает небывалую потребность в прогрессивных формах общественного воспитания, значимость дагестанского годекана еще более возрастает. Значение и соблюдение педагогической функции годекана обеспечивают успех в воспитании детей и молодежи.
Учителями, воспитателями на годекане выступают умудренные жизненным опытом старшие. Как отмечал народный писатель Дагестана Кияс Меджидов: "Тут тебе и бывалые горцы, мастеровые, известные всему Дагестану, тут смелые охотники и чабаны, знающие сотни удобных переходов через горные хребты. Встретишь тут и пахарей, которые по зернышку выращивают пшеницу на высокогорных клочках земли". И каждый из них свои знания и навыки демонстрирует наглядно, подкрепляет пословицами, поговорками, загадками, дает убедительные советы, наставления.
Информация по педагогике:
Перспективы для студентов
Положение вещей составляющей системы ЕСTS – гармонизированной системой оценки знаний – выглядит иначе. Оценка знаний по стандарту ЕСTS осуществляется за буквами от А к F: оценка А отвечает полученной в украинском вузе «пятерке», B и С – нашей оценке «хорошо», D и E – «удовлетворительно», это проход ...
Психоэмоциональное состояние часто болеющих дошкольников
Настоящее исследование было проведено в детской поликлинике г. Волжска. Всего в исследовании приняли участие 12 дошкольников (6 девочек и 6 мальчиков в возрасте 6-7 лет). Пятеро из этих дети наблюдаются у педиатра по поводу хронических заболеваний ЛОР - органов, двое имеют хроническое заболевание м ...
Роль и значение невербальных элементов в общении и взаимопонимании с
аутичными детьми
Психологами установлено, что в процессе взаимодействия с аутичными детьми от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением "невербалики" для психо ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.