Адаты, обычаи как фактор воспитания молодежи

Страница 3

Характерной чертой народной педагогики Дагестана является ее направленность на духовно-нравственное развитие личности. Дагестанский народ в процессе своего исторического развития накопил богатейший социальный, житейский, педагогический опыт, самобытную, присущую только ему духовно-нравственную культуру, отраженную в своеобразном моральном кодексе жителей гор - намусе. Являясь обобщением обычаев и традиций, намус когда-то пронизывал все стороны горской жизни. Он не только учил, настаивал и регламентировал поведение горца, но и требовал сохранения нравственных и гуманистических принципов в отношениях между всеми дагестанскими народами и в жизни каждого горца.

Важнейшей особенностью намуса является то, что он определял моральный идеал, согласно которому первостепенное значение придается воспитанию у горца человечности. Слово "человек" у дагестанцев составляет корень таких нравственных понятий, как "гуманность", "порядочность", "человечность". Этим самым народ как бы заложил содержательную основу народной педагогики, слово "человек" сделалось ключевым в определении морального облика горца, его черт и качеств.

Ярко осознавая, что моральная ценность человека не мыслится без взаимного уважения друг друга, горцы ревностно хранили благородство, мудрость и уважение в отношениях между собой.

Воспитание честности и правдивости дагестанские горцы рассматривали как самые высокие моральные качества человека. Буквально все народы - жители гор - считали ложь и обман самыми низкими чертами людей

Кодекс горских законов сурово осуждал лживость и воровство. В дагестанских адатах предусмотрено все до мелочей: сел на чужого коня - штраф в четыре овцы, распахал хотя бы одну борозду общественной земли - две овцы в пользу села, за кражу одного снопа зерновых взыскивался четырехгодовалый бык.

Общественность бдительно следила за соблюдением горцами установленных норм и правил поведения. Малейшее отступление от них рассматривалось как потеря намуса - совести, что неминуемо влекло за собой всеобщее порицание земляков. Садись хоть криво, но говори правду - таково требование намуса.

Центральное место в нравственном кредо горцев занимает "намус". Горский намус - очень емкое понятие, заключающее в себе моральные принципы и критерии простого народа. Суть его человечность и совестливость, умение всегда и везде помогать ближнему, уступать ему, выручать его.

Намус выражается и в уважении старшего, и в гостеприимстве, и в почтительном отношении к женщине.

Отвечая тем, кто пренебрежительно относится к нравственному упадку горских народов, великий сын осетинского народа Коста Хетагуров писал: "Эти же "дикари" сумели сохранить такие традиции, какими может гордиться лучший европеец".

Сегодня, когда наше деформированное общество испытывает небывалую потребность в прогрессивных формах общественного воспитания, значимость дагестанского годекана еще более возрастает. Значение и соблюдение педагогической функции годекана обеспечивают успех в воспитании детей и молодежи.

Учителями, воспитателями на годекане выступают умудренные жизненным опытом старшие. Как отмечал народный писатель Дагестана Кияс Меджидов: "Тут тебе и бывалые горцы, мастеровые, известные всему Дагестану, тут смелые охотники и чабаны, знающие сотни удобных переходов через горные хребты. Встретишь тут и пахарей, которые по зернышку выращивают пшеницу на высокогорных клочках земли". И каждый из них свои знания и навыки демонстрирует наглядно, подкрепляет пословицами, поговорками, загадками, дает убедительные советы, наставления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Информация по педагогике:

Перспективы для студентов
Положение вещей составляющей системы ЕСTS – гармонизированной системой оценки знаний – выглядит иначе. Оценка знаний по стандарту ЕСTS осуществляется за буквами от А к F: оценка А отвечает полученной в украинском вузе «пятерке», B и С – нашей оценке «хорошо», D и E – «удовлетворительно», это проход ...

Психоэмоциональное состояние часто болеющих дошкольников
Настоящее исследование было проведено в детской поликлинике г. Волжска. Всего в исследовании приняли участие 12 дошкольников (6 девочек и 6 мальчиков в возрасте 6-7 лет). Пятеро из этих дети наблюдаются у педиатра по поводу хронических заболеваний ЛОР - органов, двое имеют хроническое заболевание м ...

Роль и значение невербальных элементов в общении и взаимопонимании с аутичными детьми
Психологами установлено, что в процессе взаимодействия с аутичными детьми от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением "невербалики" для психо ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru