Адаты, обычаи как фактор воспитания молодежи

Страница 6

Хлебом делятся в пути, хлеб берут взаймы, отдавая всегда больше и сг.;жим, ломоть хлеба оставляют хозяину пекарни, в знак уважения. Хлеб и сель, съеденные вместе, укрепляют дружбу товарищей, соседей, путников. Вот почему заканчивая трапезу, принято говорить: "Так пусть, берекат, ты всегда будешь в достатке". Уважая хлеб, дети учатся уважать труд хлеборобов, мукомолов, пекарей и еще многих других, причастных к этому священному действию.

Трудовые праздники служат для детей средой познания таких нравственных понятий, как старший и младший, уважаемый и почитаемый, заботливый и благородный и т. п.

Заботливое отношение старших к земле, к людям, к родной природе, достойная оценка народными судьями трудовых, физических и эстетических качеств участников праздника прививают подрастающему поколению чувство любви к родному краю, вызывают высокие эмоциональные чувства.

Комплекс сельскохозяйственных работ сызмала приучает детей к местным видам традиционного труда народа. Копая землю, сажая, сея, удобряя почву навозом, ребенок узнает цену плодам природы; приобщение к уходу за домашним скотом формирует у него любовь к животному миру. Постепенно, привыкая к напряженному труду и радуясь успехам своей работы, ребенок крепнет физически и морально.

Народу известны эффективные формы и методы морального стимулирования детского труда. Так во время прополки детей заинтересовывают рассказами о разновидностях съедобных и целебных трав, показом мест произрастания щавеля, козлобородника, черемши, сурепки, земляники, ежевики, о методах их сбора и применения; на пахоте, току детей -трудолюбивых помощников сажают и катают на ярме, на молотильных досках; во время работы на крупорушке или на ручных мельницах ребенка усаживают на "карусель" крупорушки, где он и помогает старшим, и получает удовольствие. Во многих трудовых операциях у народа предусмотрены ведущее место старшего и ведомое место младшего, весьма расчетливо создан глубоко осмысленный педагогический канал передачи детям примерных трудовых навыков.

Например, когда отец плетет корзину, ребенок подает прутья и учится секрету плетения; когда отец вьет веревку, канат, ребенок держит противоположный конец веревки; когда мать выпекает хлеб, дочь подкладывает хворост; когда мать готовит глиняные формы для сушки фруктов, дочь подает глину, подносит воду. Все это исключает появление у детей признаков лени, способствует рождению истинного трудолюбия, вырабатывает навыки хозяйственной и общественно полезной деятельности, наполняет жизнь детей радостными ощущениями.

Необходимость помочь соседу, односельчанину, вообще нуждающемуся, является духовной потребностью трудящегося человека, одной из основ его бытия в обществе. О человеке, безразличном к чужим заботам, у дагестанского труженика складывается нелестное мнение. Народная педагогика Дагестана, осуждает всякое равнодушие к чужой радости и беде, к торжествам, рекомендует искоренить его еще в зачатке. В противном случае, отмечают мудрецы, оно может стать характерной чертой человека.

Народная взаимопомощь, в отличие от других видов обслуживающего труда, характеризуется тем, что, включаясь в нее, люди сознательно стремятся к добру, оказывают срочную безвозмездную помощь, моральную и материальную поддержку достойному члену общества. В этой связи народная взаимопомощь во всех своих видах (уборка урожая, вспашка, постройка жилища, устройство свадеб, чесание шерсти и т. д.) является величайшим проявлением человеческой духовности, объединяющим людей для единой благородной цели-включения человека в настоящий труд " . бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным/ и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы/, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия на вознаграждение, труд по привычке трудиться на общую пользу". Педагогическая значимость взаимопомощи заключается в том, что в основе ее лежат высокие нравственные принципы, главное из которых осознанное желание оказать бескорыстную помощь нуждающемуся. Более того, здесь человек, как говорится, "может и себя показать, и на людей посмотреть". К этому обязывают и правила взаимопомощи: явись не бременем, явись ко времени, нарядись по работе, по совести трудись, по совести отдыхай, сделав добро - забудь, а получив - помни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Информация по педагогике:

Анализ интеллектуальных умений умственно отсталых воспитанников в процессе осуществления заданий по ручному труду
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно- пространственная развивающая среда: функциональные и ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций, пособия и материалы для развития мелкой моторики, кабинет труда должен быть оснащен по аналог ...

Методы обучения
Методы обучения – это методы преподавания-учения. В педагогике не раз предпринимались попытки создать классификатор методов обучения. Существуют различные типологии этого процесса, проводящие систематизацию по разным основаниям. Например, первая группа включает в себя методы передачи и усвоения зна ...

Формы работы с учащимися в процессе развития связной речи в школе
В русском литературном языке существуют определенные нормы произношения и ударения. Правильность устной речи определяется правильностью звуков слов, постановке ударения в словах, а также правильностью интонации предложения. Совокупность этих норм принято называть орфоэпией. Работа над культурой уст ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru