Адаты, обычаи как фактор воспитания молодежи

Страница 6

Хлебом делятся в пути, хлеб берут взаймы, отдавая всегда больше и сг.;жим, ломоть хлеба оставляют хозяину пекарни, в знак уважения. Хлеб и сель, съеденные вместе, укрепляют дружбу товарищей, соседей, путников. Вот почему заканчивая трапезу, принято говорить: "Так пусть, берекат, ты всегда будешь в достатке". Уважая хлеб, дети учатся уважать труд хлеборобов, мукомолов, пекарей и еще многих других, причастных к этому священному действию.

Трудовые праздники служат для детей средой познания таких нравственных понятий, как старший и младший, уважаемый и почитаемый, заботливый и благородный и т. п.

Заботливое отношение старших к земле, к людям, к родной природе, достойная оценка народными судьями трудовых, физических и эстетических качеств участников праздника прививают подрастающему поколению чувство любви к родному краю, вызывают высокие эмоциональные чувства.

Комплекс сельскохозяйственных работ сызмала приучает детей к местным видам традиционного труда народа. Копая землю, сажая, сея, удобряя почву навозом, ребенок узнает цену плодам природы; приобщение к уходу за домашним скотом формирует у него любовь к животному миру. Постепенно, привыкая к напряженному труду и радуясь успехам своей работы, ребенок крепнет физически и морально.

Народу известны эффективные формы и методы морального стимулирования детского труда. Так во время прополки детей заинтересовывают рассказами о разновидностях съедобных и целебных трав, показом мест произрастания щавеля, козлобородника, черемши, сурепки, земляники, ежевики, о методах их сбора и применения; на пахоте, току детей -трудолюбивых помощников сажают и катают на ярме, на молотильных досках; во время работы на крупорушке или на ручных мельницах ребенка усаживают на "карусель" крупорушки, где он и помогает старшим, и получает удовольствие. Во многих трудовых операциях у народа предусмотрены ведущее место старшего и ведомое место младшего, весьма расчетливо создан глубоко осмысленный педагогический канал передачи детям примерных трудовых навыков.

Например, когда отец плетет корзину, ребенок подает прутья и учится секрету плетения; когда отец вьет веревку, канат, ребенок держит противоположный конец веревки; когда мать выпекает хлеб, дочь подкладывает хворост; когда мать готовит глиняные формы для сушки фруктов, дочь подает глину, подносит воду. Все это исключает появление у детей признаков лени, способствует рождению истинного трудолюбия, вырабатывает навыки хозяйственной и общественно полезной деятельности, наполняет жизнь детей радостными ощущениями.

Необходимость помочь соседу, односельчанину, вообще нуждающемуся, является духовной потребностью трудящегося человека, одной из основ его бытия в обществе. О человеке, безразличном к чужим заботам, у дагестанского труженика складывается нелестное мнение. Народная педагогика Дагестана, осуждает всякое равнодушие к чужой радости и беде, к торжествам, рекомендует искоренить его еще в зачатке. В противном случае, отмечают мудрецы, оно может стать характерной чертой человека.

Народная взаимопомощь, в отличие от других видов обслуживающего труда, характеризуется тем, что, включаясь в нее, люди сознательно стремятся к добру, оказывают срочную безвозмездную помощь, моральную и материальную поддержку достойному члену общества. В этой связи народная взаимопомощь во всех своих видах (уборка урожая, вспашка, постройка жилища, устройство свадеб, чесание шерсти и т. д.) является величайшим проявлением человеческой духовности, объединяющим людей для единой благородной цели-включения человека в настоящий труд " . бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным/ и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы/, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия на вознаграждение, труд по привычке трудиться на общую пользу". Педагогическая значимость взаимопомощи заключается в том, что в основе ее лежат высокие нравственные принципы, главное из которых осознанное желание оказать бескорыстную помощь нуждающемуся. Более того, здесь человек, как говорится, "может и себя показать, и на людей посмотреть". К этому обязывают и правила взаимопомощи: явись не бременем, явись ко времени, нарядись по работе, по совести трудись, по совести отдыхай, сделав добро - забудь, а получив - помни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Информация по педагогике:

Научно–методическая система работы с педагогическими кадрами по здоровьесберегающим технологиям
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение валеологии в становлении здорового образа жизни индивидуума и создание культа здоровья в настоящее время чрезвычайно возрастает. Главное – найти такие ме ...

Высшее образование в Украине
Чтобы процесс интеграции системы образования Украины в Европу стал реальностью, нужно провести серьезные реформы в отрасли образования. Украинское высшее образование отличается от европейского. В Европейском Союзе приняты и действуют другие стандарты. Престиж образования, высокой квалификации в Евр ...

Концепция Гербарта о развитии способностей
Формирование нравственного человека - ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Он считал, что обучение без нравственного воспитания есть средство без цели. Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью облагораживания его нрава и ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru