Изготовление материального продукта (швейных изделий) рассматривается как сумма технологических действий, направленных на формирование эстетических и утилитарных функций.
Одним из основных методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение учащихся в активную сферу деятельности от эскиза до готового изделия и в выполнение творческих проектов.
Изготовление швейных изделий производится в определенной последовательности по схеме: эскиз — конструкция — технология — готовое изделие. Содержание курса определяется следующими разделами: материаловедение, работа на швейной машине, конструирование и моделирование, технология изготовления женской одежды, словарь моды.
Учащиеся на занятиях должны получить знания, овладеть навыками, умениями по данным разделам для применения в исследовательской деятельности, при выполнении творческих проектов.
С практической стороны каждый учащийся должен быть участником всех видов деятельности, побывав в течение учебного процесса в роли художника-модельера, конструктора, технолога, оператора швейного производства, демонстратора одежды, что создает основу, фундамент для последующей профессиональной подготовки.
Главные требования к уроку технологии:
1) четкость и ясность основных учебно-воспитательных целей при проведении занятия;
2) правильный подбор учебного материала для урока в целом и каждой его части (изложение и закрепление теоретического материала, организация практической работы учащегося и т. д.). Материал подбирается исходя из целей и темы урока, уровня предшествующей подготовки учащихся. Для организации практической работы на уроке очень важен подбор объектов труда, т. е. изделий, которые изготавливают ученики, выбор швейных изделий и разработка технологического процесса их обработки;
3) выбор наиболее целесообразных методов обучения для каждого этапа урока, при этом учитываются цели, специфика учебного материала, уровень подготовки учащихся, материальное оснащение, опыт самого учителя;
4) организационная четкость урока: своевременное начало и окончание, распределение времени на каждый этап и т. д.;
5) достижение целей урока, усвоение учебного материала всеми учащимися, выполнение развивающей и воспитательной функций урока.
Основной формой организации учебного процесса по курсу «Технология обработки ткани» является сдвоенный урок. Курс ориентирован на практику, поэтому тип урока комбинированный, на котором соединяются элементы теоретических и практических занятий. Комбинированный урок создает необходимые предпосылки для выполнения практических работ (табл. 1).
В ходе обучения возникает задача дать учащимся определенный объем технических сведений для проведения практической работы. В течение практической части урока (50% содержания урока) они должны освоить рабочие приемы выполнения технологических операций, овладеть умениями и навыками.
Практическая работа формирует у учащихся технологическую культуру и самостоятельность в творческой работе.
Таблица 1.
1. Структура комбинированного урока
Содержание урока |
Продолжительность, мин |
Организационная часть: подготовка к занятию; контроль посещаемости; сообщение темы и целей урока |
5 |
Повторение пройденного материала: опрос по изученной ранее теме; подготовка вопросов и ответов учащимися по предыдущим темам (по группам) |
5 |
Изложение нового учебного материала: объяснение теоретического материала; демонстрация образцов для выполнения работы; запись в тетради последовательности выполнения практической работы, конспектирование инструкционной карты графическим способом; закрепление материала, опрос более слабых учащихся по инструкционной карте, объяснение последовательного выполнения практической работы |
20 |
Выполнение практической работы: текущий инструктаж по работе с инструментами; выполнение практической работы по инструкционной карте |
45 |
Подведение итогов: мини-защита, выставление оценок; анализ характерных ошибок и их причин |
10 |
Уборка рабочих мест и запись в дневниках о подготовке к следующему занятию |
5 |
Итого |
90 |
Учитель должен четко планировать изучение теоретического материала, согласовывая его с практическими работами, что необходимо для осознанного выполнения учащимися творческих проектов.
Информация по педагогике:
Программа по обучению детей младшего школьного возраста спортивным бальным
танцам
Проблеме физического воспитания человека всегда уделялось большое внимание выдающимися педагогами, философами, мыслителями, учеными. Например, педагог-гуманист Ян Амос Коменский в своих трудах писал, что правильно выбранные и дозированные физические упражнения не только облегчают, но и помогают уче ...
Порядок проведения ЕНТ
ЕНТ проводится по четырем предметам: трем обязательным - казахский или русский язык (язык обучения), математика, история Казахстана и одному из предметов по выбору, который является профильным для подступления в вузы в Сузы на ту или иную специальность. Единое национальное тестирование проводится ...
Методика подготовки к ЕНТ
Эксперимент по введению единого государственного экзамена по географии проводится в нашей стране с 2004 г. За это время в ЕНТ по географии приняли участие более 60 000 тысяч выпускников. Во многих регионах страны ЕНТ стал привычной формой итоговой аттестации, главные преимущества которой — совме ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.