Дети с ОНР реже ошибались в образовании прилагательных кожаная (к’ожавая, к’ожамая), картонная (карт’оновая), шёлковый (шелк’овая, шелков’ой), кирпичная (кирпич’евая, кирп’ичая), дубовый (дубов’ой), брусничное (брусл’ичное, брусн’иковое), кленовый (кл’ёновый), фарфоровый (фаровый, фарфорный), клюквенный (клюковая, клюков’ой, клюковый, морсовая), ситцевое (вс’итенное, лиситцевое), дубовый (дуб’инный, д’убовый).
Единичные ошибки допускались при образовании прилагательных соломенная (сол’омовая, сол’омная), меховая (м’еховая), вишнёвое (вишня, в’ишневое), осиновый (осиный, осины), грушев’ое, грушовое), сосновая (сосн’ивая), черничное (черн’иковое), снежный (сн’еговый), бумажная (бумагина, бужная).
Прилагательные железный, деревянный, резиновый, берёзовый, малиновое, яблочное правильно образовали все дети с общим недоразвитием речи.
Образуя относительные прилагательные слов, дети использовали уже усвоенные суффиксы, но не всегда верно (карт’оновая, ольх’ивая), опускали суффикс и добавляли окончание прилагательного (ольх’ая) неправильно ставили ударение (клёновый, д’убовый), пропускали слоги в словах(б’ужная, ф’аровый), образовывали атрибутивные существительные (бум’агина), повторяли существительное за логопедом (лист осины – осины, варенье из вишни – вишня), от незнакомых существительных образовывали прилагательные, похожие на более знакомые (ситцевое – лис’итцевое), замены (к’ожамая, к’ожавая, брусл’ичное)
Исследование словообразования глаголов от имен существительных
В ходе выполнения задания на словообразование глаголов от имён прилагательных отмечалось значительно большее количество отказов, чем при выполнении других заданий. Чаще всего дети отказывать от попытки образовать слова «стук», «плач», «горе», «зима», «рыба», «крик».
Лучше справились с заданием образовать глаголы от существительных кричать, дружить, стучать.
Образование глаголов ужинать, завтракать, обедать не вызвало особых затруднений.
Можно выделить несколько типов ошибок. Неправильное образование глагола от существительного в результате добавления лишних суффиксов (‘ужиновать, стук’овать), сохранения корневой согласной (ст’укать), пропуска суффикса (зим’ать), добавление окончания инфинитива –ть к заданному существительному (горе – гор’еть, тоска - таск’ать), называние существительного, похожего по звучанию на заданное (тоска – д’оски), подбор антонима (зима – лето), синонима (грусть –горе), образование прилагательного (рыба – рыбный), наречия (наречие зима – зимой), существительных (рыбаки, рыбник), называние глагола «по ситуации» (тоска – лежать).
Исследование словообразования имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь
С заданием на словообразование имён существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь, дети с ОНР справились хуже. Отмечались отказы от выполнения. Основные ошибки были следующие.
Только 3 человека образовали существительное чайница. Остальные отвечали, что чай хранится в чайнике, кружке, на полке, в тарелке, Возможно, это связано с тем, что даже в пассивном словаре детей нет слова «чайница». Также дети очень редко образовали такие существительные, как «селёдочница», «маслёнка», «супница». Существительное «солонка» не назвал ни один ребёнок.
Более лёгкими для детей оказались существительные «салатница», «пепельница», «соусница».
«Мыльница», «сахарница» образовали почти все дети.
Можно сделать вывод, что дети с ОНР затрудняются в образовании существительных, которые встречаются в речи реже. В то время как наиболее распространённые существительные образуют правильно.
Исследование словообразования существительных со значением единичности.
Наибольшие трудности у всех обследуемых детей вызвало задание на словообразование существительных со значением единичности. Часто отмечался отказ от выполнения задания.
Вместо суффикса –инк- дети с общим недоразвитием речи образовывали существительные использовали другие:
-«ниц» – б’усеница, пес’очница, п’ыльница, гор’охница, виногр’адница, кр’упница, жемчун’ица, ворсн’ица
-ин- ж’емчина, д’ождина, круп’ина, гор’охина, ворс’ина, жемч’ужина,
-к – п’ылька, виногр’адка, снеж’ок, крупка
- ик д’ождик,
-ек – пес’очек, гор’ошек,
-ок- снеж’ок
-ичк – круп’ичка,
-иц – ворс’ица, ж’емчица, круп’ица
-очк – в’орсочка, б’усочка
-нич+иц – крупн’ичица
-ин+ иц – виногр’адиница
-ечк – ворс’ечка
Кроме того, дети с общим недоразвитием речи не всегда правильно образовывали слово с помощью суффикса, сохраняя корневую согласную неизменной – инк – (пес’очинка), добавляя лишний суффикс (дождев’инка).
Часть детей дети просто повторяли заданное слово.
Некоторые дети добавляли окончание «а» к заданному слову, пытаясь поставить в женский род существительное мужского рода (жемч’уга)
Вместо слова «дождинка» часто называлась «капля».
Информация по педагогике:
Имя прилагательное как часть речи
Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа. Прилагательное обладает морфологической категорией степени сравнения и имеет полные и краткие формы. В состав прилагате ...
ИКТ и современный урок истории в коррекционной школе
Вряд ли кто станет спорить с тем, что современные компьютерные технологии могут оказать учителю коррекционной школы неоценимую помощь. Это и замечательные демонстрационные возможности, и доступ к новейшей научной информации благодаря интернет-ресурсам, и широкий выбор электронных учебников и пособи ...
Анализ интеллектуальных умений умственно отсталых воспитанников в процессе
осуществления заданий по ручному труду
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно- пространственная развивающая среда: функциональные и ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций, пособия и материалы для развития мелкой моторики, кабинет труда должен быть оснащен по аналог ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.