Общие требования к компьютерным обучающим программам

Страница 2

- Проявлять дружелюбие, особенно при оказании учащимся помощи.

- Допускать индивидуализацию обучения, позволят учащемуся принимать решение о стратегии обучения, характере помощи и т.п.

- Адекватно использовать все способы предъявления информации в виде текста, графики, изображения, в том числе движущиеся, а также звук и цвет. Не навязывать темп предъявления информации.

- Вести диалог, управляемый не только компьютером, но и обучаемым, позволить последнему задавать вопросы.

- Позволить учащемуся вход и выход из программы в любой ее точке, обеспечить доступ к ранее пройденному учебному материалу.

- Допускать модификацию, внесение изменений в способы управления учебной деятельностью.

При формировании дидактических требований к обучающим программам следует, прежде всего, ориентироваться на принципы обучения, содержание которых базируется на современных теоретических достижениях в области педагогики и психологии, что и позволяет использовать их в качестве системы дидактических требований.

1.Принцип научности формулирует целый ряд требований к обучающим программам:

- обучающие программы целесообразно наполнять таким содержанием, которое наиболее эффективно может быть усвоено только с помощью компьютера;

- содержание программ должно соответствовать современному состоянию научного знания;

- способы усвоения учебного материала, предусмотренные программой, должны быть адекватны современным научным методам познания и динамично меняться, обеспечивая быстрое перенастраивание программного продукта в соответствии с изменяющимися требованиями.

2. Традиционная трактовка принципа наглядности сводится к тому, чтобы создать у учащихся чувственное представление об изучаемом объекте. Содержание этого принципа, применительно к компьютерным технологиям, уточняется введением дополнительного требования, суть которого заключается в следующем: необходимо точное указание тех действий, которые необходимо выполнить с объектами предъявления, чтобы, с одной стороны, выявить содержание будущего понятия, а с другой — представить это содержание в виде знаковых моделей. На основании данного принципа можно сформулировать следующие требования к обучающим программам:

- в них при отражении чувственного объекта не следует увлекаться натурализмом: в программе должна быть представлена не любая модель, а только та, которая способствует реализации дидактических целей данной обучающей программы;

- модель, содержащуюся в программе, следует предъявлять в форме, позволяющей наиболее четко раскрыть существенные связи и отношения объекта;

- существенные признаки, связи и отношения модели должны быть в программе адекватно зафиксированы цветом, миганием, звуком и т. д.

3. Наиболее важное требование, основывающееся на современном понимании принципа наглядности, состоит в том, что с помощью обучающих программ необходимо не только предъявлять объект изучения, но и организовывать деятельность учащихся по его преобразованию.

4. На основе деятельностного подхода следует пересмотреть принцип систематичности и последовательности. Поэтому в состав методологических знаний целесообразно включать системные методы познания. Эти методы могут быть наиболее оптимально реализованы с помощью обучающих программ следующим образом:

- в объектах или явлениях, представляемых с помощью компьютерных программ, должны быть выделены основные структурные элементы и существенные связи между ними, позволяющие представлять этот объект или языковое явление в виде целостного образования;

- наряду с этим, алгоритм, в соответствии, с которым строится деятельность обучаемого по усвоению материала, должен отражать логику его системного анализа.

Принцип активности декларирует, что содержание деятельности, организуемой с помощью контрольно-обучающей программы, должно соответствовать усваиваемым знаниям.

5. Поскольку активность обусловлена сознательностью, при разработке обучающих программ необходимо ориентироваться на следующие требования: целесообразно в структуру программы вводить ориентировочный компонент, который должен включать два вида знаний — знание о деятельности, реализуемой с помощью программы (цель деятельности, ее предмет, средства и основные этапы осуществления), и предметные знания, необходимые для успешной работы с программой (правила, справочно-информационные данные и т.д.).

В данном разделе перечислены лишь некоторые требования, предъявляемые к обучающим программным средствам. В целом решение указанной задачи требует дальнейшего исследования проблемы дидактических принципов и уточнения содержания каждого из них, применительно к компьютерным технологиям.

Страницы: 1 2 

Информация по педагогике:

Площадь треугольника
Существует несколько формул для вычисления площади треугольника. Рассмотрим те, что изучаются в школе. Первая формула вытекает из формулы площади параллелограмма и предлагается учащимся в виде теоремы: площадь треугольника равна половине произведения его основания на высоту. Доказательство: пусть S ...

Общая характеристика учебника математики Л.Г. Петерсон для класса
Курс математики Л.Г. Петерсон ориентирован на личностное развитие ребенка, поэтому математические знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности. Реализация этой цели требует выполнения таких задач: ...

Школа, Вуз в воспитании молодежи
Большую ценность представляют правила хорошего тона, строго соблюдаемые горцами в их общении. Употребление нецензурного слова даже в узком кругу товарищей считается предосудительным проступком, из-за которого человек теряет уважение окружающих. Ругательство можно услышать только в случае серьезной ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru