С 1992 года в Российской Федерации осуществляется процесс эволюционного преобразования внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образованию детей. В системе образования России развивается подсистема дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образования детей располагают значительными возможностями для развития познавательной мотивации обучающихся. Дети приходят в объединение на два, четыре, шесть часов в неделю. Но за это время они получают такой импульс, что дома продолжают начатую деятельность, и что важно, не по принуждению педагогов и родителей.
То есть стимулирование детей носит в первую очередь мотивационный характер.
Осуществляется дополнительное образование в различных культурно-досуговых учреждениях: дома культуры, Дворцы творчества юных, различные школы и клубы дополнительного образования.
Культурно-досуговое учреждение – юридическое лицо, предоставляющее услуги для удовлетворения культурных и развлекательных потребностей граждан в свободное от работы время (дискотеки, центры досуга, танцплощадки, развлекательные шоу и т.п.).
Организационно-педагогические условия стимулирования творческого развития детей (и взрослых) всех возрастов, объясняются значительным педагогический потенциалом таких учреждений дополнительного образования. Оно выступает как мощное средство развития личности. В его процессе неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно складывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Участие в различных видах деятельности дополнительного образования способствует самореализации личности, стимулирует ее к творчеству. В сфере дополнительного образования на основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций. Своеобразие дополнительного образования состоит в том, что оно создает органическое сочетание видов досуга (отдых, развлечение, праздник, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
Развивая дополнительное образование, общеобразовательное учреждение взаимодействует с организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер и тем самым становится по настоящему открытой системой. Дополнительное образование как правопреемник внешкольного воспитания сохраняет ориентацию на создание условий для формирования каждым ребенком представлений о самом себе и об окружающем мире. Свобода выбора формы дополнительного образования дополняется свободой самостоятельного принятия решений в выборе любимого дела всей жизни, что затем помогает более успешно овладеть способами деятельности.
Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания – умения – навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся – телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся возможность проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т. е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития.
Информация по педагогике:
Методы и методики изучения особенностей памяти у детей дошкольного возраста
с нарушениями слуха
Цель констатирующего эксперимента: изучение особенностей памяти детей дошкольного возраста с нарушением слуха с их нормально развивающими сверстниками. Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи: Апробировать комплекс психодиагностических методик для выявления особенностей ...
Инновационные подходы к освоению ценностей физической культуры и спорта
В основу современной системы освоения ценностей физической культуры и спорта необходимо заложить теоретические концепции, определяющие инновационные подходы и новые педагогические технологии, которые сформировались в теории физической культуры в последнее десятилетие. Рассмотрим подробнее каждое из ...
Дидактические требования к занятиям по обучению родному языку
Занятия по развитию речи и обучению родному языку должны отвечать дидактическим требованиям, обоснованным в общей дидактике и предъявляемым и к занятиям по другим разделам программы детского сада. Рассмотрим эти требования: 1. Тщательная предварительная подготовка к занятию. Прежде всего, важно опр ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.