Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления, под которыми понимаются основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности. Принципы управления – это основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций. Принципы объективны, носят закономерный характер, отражают закономерности развития отношений управления, связаны по цепочке: законы – закономерности – опыт управления – принципы. При этом следует учитывать, что одна закономерность (закон) может порождать множество принципов управления, и, наоборот, ряд закономерностей (законов) может концентрироваться в одном принципе управления.
Отличие принципов от законов состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, вне сознания людей, независимо от их воли и желания.
Принципы управления формируют требования к системе управления организацией - функциям, методам и организационной структуре управления.
Основателем классической школы управления считается Анри Файоль, который внес огромный вклад в науку управления. Не случайно американцы называют А.Файоля отцом менеджмента. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху. А.Файоль разработал общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировал 14 строго обязательных принципов управления (таблица 1), которые изложил в своей книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.).
Принципы классической системы управления получили развития в современных «школах управления» как основополагающие принципы менеджмента. Многие из принципов А.Файоля до сих пор практически полезны.
Таблица 1 - Принципы управления по А.Файолю
Принцип |
Содержание принципа |
Разделение труда |
Специализация работ для эффективного использования труда работающего |
Полномочия и ответственность |
Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы |
Дисциплина |
Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины |
Единоначалие |
Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником |
Единство действий |
Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану |
Подчиненность личных интересов |
Преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами |
Вознаграждение |
Получение работниками справедливого вознаграждения за работу |
Централизация |
Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией |
Скалярная цепь |
Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд ("цепь начальников") |
Порядок |
Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте |
Справедливость |
Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи |
Стабильность персонала |
Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу |
Инициатива |
Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ |
Корпоративный дух |
Гармония интересов персонала и организации (в единении-сила) |
Информация по педагогике:
Образовательное учреждение как объект
управления
Последнее десятилетие ХХ в. и начало ХХI являются периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, обеспечивающих повышение качества общего образования. Поиск новых моделей управления образовательными системами обусловлен изменениями в социально-экономической жизни страны (переход к экономик ...
Современное состояние проблемы изучения элементов теории множеств в
начальном курсе математики
Работа с учебником «Математика-3», производится по программе «Школа 2000…». На ранних стадиях обучения, опираясь на житейский опыт учащихся и конкретные примеры, вводятся понятия множества и величины (при этом множества рассматриваются лишь непересекающиеся, а сам термин «множество» на первых порах ...
Формы и методы обучения учащихся по курсу «Технология обработки ткани»
Изготовление материального продукта (швейных изделий) рассматривается как сумма технологических действий, направленных на формирование эстетических и утилитарных функций. Одним из основных методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение учащихся в активную сферу деятельности от эскиза ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.