Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления, под которыми понимаются основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности. Принципы управления – это основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций. Принципы объективны, носят закономерный характер, отражают закономерности развития отношений управления, связаны по цепочке: законы – закономерности – опыт управления – принципы. При этом следует учитывать, что одна закономерность (закон) может порождать множество принципов управления, и, наоборот, ряд закономерностей (законов) может концентрироваться в одном принципе управления.
Отличие принципов от законов состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, вне сознания людей, независимо от их воли и желания.
Принципы управления формируют требования к системе управления организацией - функциям, методам и организационной структуре управления.
Основателем классической школы управления считается Анри Файоль, который внес огромный вклад в науку управления. Не случайно американцы называют А.Файоля отцом менеджмента. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху. А.Файоль разработал общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировал 14 строго обязательных принципов управления (таблица 1), которые изложил в своей книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.).
Принципы классической системы управления получили развития в современных «школах управления» как основополагающие принципы менеджмента. Многие из принципов А.Файоля до сих пор практически полезны.
Таблица 1 - Принципы управления по А.Файолю
Принцип |
Содержание принципа |
Разделение труда |
Специализация работ для эффективного использования труда работающего |
Полномочия и ответственность |
Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы |
Дисциплина |
Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины |
Единоначалие |
Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником |
Единство действий |
Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану |
Подчиненность личных интересов |
Преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами |
Вознаграждение |
Получение работниками справедливого вознаграждения за работу |
Централизация |
Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией |
Скалярная цепь |
Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд ("цепь начальников") |
Порядок |
Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте |
Справедливость |
Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи |
Стабильность персонала |
Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу |
Инициатива |
Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ |
Корпоративный дух |
Гармония интересов персонала и организации (в единении-сила) |
Информация по педагогике:
Организационно-технологические модели
дистанционного образования
Единичная медиа - использование какого-либо одного средства обучения и канала передачи информации. Например, обучение через переписку, учебные радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения является, как правило, печатный материал. Практически отсутствует двусторонняя коммун ...
Сравнительная характеристика учебников по математике для 2 класса Л.Г.
Петерсон и М.И. Моро
Сравнение учебников проводится на основе выявления сходства различия темы умножения и деления на 2 и 3. Главная задача при изучении умножения и деления на 2 и 3, уроков математики по учебнику М.И. Моро (с. 68—85), — составить вместе с детьми таблицы умножения и деления, выполнить различные упражнен ...
Профессиональные позиции педагога
Позиция педагога – это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предос ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.