Воспитание у дошкольников чувства коллективизма

Образование и педагогика » Воспитание в детских дошкольных учреждениях » Воспитание у дошкольников чувства коллективизма

Страница 3

Со временем, в процессе накопления опыта жизни в коллек­тиве (группе) сверстников, рядом с понятиями «я», «мне», «мое» появляются понятия «мы», «нам», «наши», причем иногда они отодвигают личное начало на задний план, хотя первый ряд по­нятий был господствующим в жизни ребенка до его поступления в детский сад. Это значит, что дети начинают осознавать себя как часть коллектива и готовы иногда подчинить свои личные ин­тересы общим. Это отнюдь не означает стирания индивидуально­сти или игнорирования, подавления личных интересов и потреб­ностей каждого ребенка. Быть хорошим товарищем — значит чув­ствовать себя равным среди равных, замечать тех, кто рядом, о них заботиться, при этом знать, что ты не одинок, что и о тебе думают, проявляют внимание твои товарищи.

Изо дня в день учит воспитатель детей совместной деятельно­сти, вызывая у них радость от самого ее процесса, удовлетворе­ние от полученных результатов: «Вот как красиво и чисто стало в нашей групповой комнате! Это потому, что все дружно рабо­тали!»

В воспитании у детей товарищеских отношений помогут такие литературные произведения, как басня «Лебедь, рак да щука» И. Крылова, «Два товарища» Л. Толстого, «Когда в опасности жизнь» из книги «Самый лучший пароход» С. Сахарнова, «На льдине» Б. Житкова, «Песенка друзей» С. Михалкова и др.

Успешному формированию детского коллектива способствуют следующие условия: коллективная деятельность детей; совместные переживания; сплоченность коллектива работников детского сада.

Совместная деятельность является ведущим условием и сред­ством формирования детского коллектива. Когда детей объединяет общая цель, на достижение которой они направляют свои усилия, когда они должны согласовывать свои действия, а ре­зультаты их труда оцениваются как общая работа, для- них ста­новится осознаваемой принадлежность к коллективу. Сближают детей и сплачивают их в коллектив совместные переживания, вы­зывающие положительные эмоции. Яркие впечатления, получен­ные во время спектакля кукольного театра, праздничные утрен­ники в детском саду, слушание интересной сказки, музыки, сов­местное исполнение песен — все это вызывает глубокий эмоцио­нальный отклик, усиливающийся тем, что одновременно проявля­ется у группы детей.

Формирование детского коллектива и коллективистического поведения детей успешнее осуществляется в тех детских садах, где есть дружный коллектив взрослых. Дети изо дня в день полу­чают впечатления об укладе жизни дошкольного учреждения, о взаимоотношениях его сотрудников. Если они видят, что взрос­лые относятся друг к другу с уважением и. вниманием, искренне радуются успехам товарища, всегда готовы помочь ему, дружно работают, "ответственно выполняют свое дело, то переносят эти нормы в жизнь детского коллектива, «в свои взаимоотношения. Воспитание кол- Потребность в общении со сверстниками про­является у детей очень рано, в конце первого года жизни. Воспитатель организует их обще­ние, налаживает взаимоотношения, основанные на симпатии друг к другу, поощряет и под­держивает проявления доброжелательности по отношению к сверстникам. Он организует, поддерживает и поощряет первич­ные объединения детей в игре: «Как хорошо, дружно играют Ка­тя с Юлей!» В процессе совместной деятельности педагог учит детей помогать друг другу.

Ребенок нередко приходит в детский сад со сформированной в семье эгоцентрической установкой: личные потребности и же­лания заслоняют все остальное, он как бы не замечает других детей, захватывает побольше игрушек и никому не дает, заявляя решительно: «Мое!», отбирает понравившуюся игрушку, требует от воспитателя внимания только к себе и т. д. Время и терпели­вая работа педагога приводит к перестройке в психике ребенка, он начинает проявлять внимание к сверстникам, делиться игруш­ками, у него появляется желание совместно играть.

По мере накопления детьми опыта жизни в коллективе их взаимоотношения приобретают все более осознанный характер, связи друг с другом становятся более прочными. Воспитатель приучает каждого .ребенка здороваться со сверстниками, а всем отвечать на приветствие вновь пришедшего, предлагает написать письмо больному ребенку, послать ему рисунки, позвонить по те­лефону и т. д. Приход в детский сад долго отсутствовавшего ре­бенка отмечается радостной встречей и особым вниманием к нему Объединения детей среднего возраста уже более устойчивы; они не только играют, но и.трудятся вместе. Например, несколь­ким детям дается задание протереть мебель или листья комнат­ных растений. Они убеждаются в том, что вместе работать инте­ресно и можно больше сделать. Дети пятого года жизни должны уметь согласовывать свои действия, договариваться до нача­ла совместной игры или труда. Этому способствуют вопросы вос­питателя: кто с кем будет играть? Кто кем хочет быть в игре? Он поощряет детей, которые дружно играют и трудятся, по своей инициативе приходят на помощь товарищу, например во время одевания на прогулку помогают завязать шарф, помогают де­журному завязать фартук и т. д.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха
Нарушения слуха в раннем и дошкольном возрасте оказывают особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процес ...

Сложности проведения театрализованной деятельности с умственно отсталыми детьми
При проведении театрализованной деятельности детьми с легкой степенью умственной отсталости возникает целый ряд специфических препятствий. Они основаны на особенностях протекания следующих психических процессов: 1. Память. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение – у умст ...

Методика изучения имени прилагательного в начальной школе
Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала, как со стороны лексики, так и со стороны грамматики. Методика изучения имен прилагательных обусловлена, прежде всего, их лингвистическими особенностями. Прилагательные обозначают признак предмета. Сущно ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru