Воспитание у дошкольников чувства коллективизма

Образование и педагогика » Воспитание в детских дошкольных учреждениях » Воспитание у дошкольников чувства коллективизма

Страница 1

Коллектив — это группа людей, объединенных общественно значимыми целями, деятельностью, направленной на осуществление этих целей, общими интересами, переживаниями, организацией, традициями, ответственностью друг перед другом.

Коллективизм — Нравственное качество, проявляющееся в чувстве товарищества,, принадлежности к коллективу, долга пе­ред ним, умении при необходимости подчинять личные интере­сы общественным. Быть коллективистом значит осознавать себя частью коллектива, жить его интересами, вносить свой вклад в его успехи и достижения, радуясь им. Социалистический коллек­тивизм носит высокоидейный и гуманистический характер, пред­полагает всестороннее развитие личности каждого члена кол­лектива.

Современная педагогика рассматривает коллектив как условие всестороннего развития личности. В коллективе человек вступает в общение с другими людьми, накапливает опыт сотрудничества, сопереживания, совместных усилий, направленных на достиже­ние общих целей. Здесь ярче раскрываются и успешнее разви­ваются индивидуальные способности, интересы; взаимное влия­ние разных индивидуальностей обогащает всех членов коллекти­ва. Только в коллективе человек чувствует себя по-настоящему свободным и нужным, окруженным заботой, вниманием; это ук­репляет в нем веру в свои силы, способствует росту самосознания, чувства собственного достоинства. Коллектив — условие формирования общественной направленности личности.

«Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, сле­довательно, только в коллективе возможна личная свобода»',— так оценивали К. Маркс и Ф. Энгельс роль коллектива.

Н. К. Крупская рассматривала коллектив как важное условие становления личности. Коллектив не поглощает личность, « .лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиваться»2. Одной из важнейших задач ком­мунистического воспитания она считала задачу научить детей работать и жить коллективно. «Чем раньше начинает ребенок жить коллективной жизнью, тем больше шансов, что из него вы­растет настоящий коммунист, умеющий всей душой отдаваться общему делу»3. Основным средством воспитания коллективизма Н. К. Крупская считала совместную деятельность, общие пере­живания детей.

A. С. Макаренко также придавал большое значение коллек­тиву как условию всестороннего развития личности. Он выдвинул и обосновал один из принципов советской педагогики: «воспи­тание в коллективе, для коллектива, через коллектив». Созда­ние коллектива А. С. Макаренко считал целью и средством вос­питания, так как ребенок проходит в нем школу подготовки к общественной "жизни. Коллектив он рассматривал как средство воздействия на воспитанника. «Человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качест­вами эта личность ни обладала»4,—писал А. С. Макаренко. На этом основании он сделал вывод о влиянии на формирующуюся личность педагога и коллектива. Отсюда вытекала его теория параллельного педагогического действия. А. С. Макаренко при­надлежит идея перспективных линий в формировании коллек­тива. «Всякая, даже небольшая радость, стоящая перед коллек­тивом впереди, делает его более крепким, дружным, бодрым»,—писал он. Высоко ценил он традиции и совместные яркие пере­живания, которые скрепляют детский коллектив. B. А. Сухомлинский подчеркивал, что коллектив — это слож­ное сочетание неповторимых индивидуальностей; чем выше уро­вень развития каждого члена коллектива, тем интереснее коллек­тив в целом. «Воспитывающая сила коллектива начинается с то­го, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные бо­гатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, дает другим, что от него берут люди»

Взгляды выдающихся советских педагогов о коллективе и коллективизме служат теоретической основой практической дея­тельности учителей и воспитателей.

Понятие «коллектив» применительно к детям дошкольного возраста имеет свои особенности. Им всегда руководит взрослый, который на­правляет и координирует действия детей, фор­мирует у них представления о роли каждого из них в жизни коллектива, в достижении об­щего результата деятельности, постепенно пре­одолевая неустойчивость связей, слабость ор­ганизационных основ. Условиями возникновения и становления детского коллектива являются совместная деятельность и общие переживания детей.

Сложное нравственное качество — коллективизм зарождается у дошкольников из отдельных проявлений" социальных чувств к сверстникам, основанных на потребности общения с ними: сим­патии, дружелюбия, сочувствия, стремления поделиться чем-ли­бо, желания вместе поиграть, общими усилиями решить ту или иную задачу.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Объективность новой формы контроля
Последние четыре года реформ, которые, не переставая, идут в казахстанском образовании, добавили в курс средних школ новый предмет. Он только что в расписании уроков не стоит. Однако на него учителям и ученикам приходится тратить все больше времени. Называется наука «Курс подготовки к Единому нацио ...

Методика проведения подвижных игр
Выбор игры, прежде всего, зависит от задачи, поставленной перед уроком. Определяя её, руководитель учитывает возрастные особенности детей, их развития, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения игры. В подвижных играх может участвовать от 3-х до 300 человек. При выборе игры ...

Методика формирования универсальных учебных действий младших школьников
По Федеральному государственному образовательному стандарту программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования должна содержать: описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования; связь универсальных ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru