Описание констатирующего этапа экспериментальной работы

Страница 1

Экспериментальная работа по формированию у младших школьников логических УУД проводилась на уроках окружающего мира на базе МКОУ «Новолисинская школа – интернат» Тосненского района Ленинградской области. В эксперименте принимали участие учащиеся 2 «А» (17 чел.) и учащиеся 2 «Б» (15 чел.) в течение 2012–13 учебного года.

В его ходе эксперимента решаются следующие эмпирические задачи:

1. Определить структурные компоненты логических универсальных учебных действий, критерии и показатели их сформированности у младших школьников.

2. Выявить методы и приемы формирования логических универсальных учебных действий младших школьников.

3. Определить и проверить на практике педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования логических универсальных учебных действий младших школьников.

В целях выявления особенностей формирования логических универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроках окружающего мира была разработана программа экспериментального исследования.

Программа экспериментального исследования представляет собой план исследования:

Сентябрь 2012 г. – отбор педагогических методик.

Октябрь – 2012 г. – разработка инструментария (подготовка анкет, опросных листов, конспектов уроков).

Ноябрь 2012 г. – констатирующий эксперимент

Февраль 2013 г. – формирующий эксперимент.

Март 2013 г. – обработка результатов эксперимента, анализ данных, подведение итогов.

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач используется комплекс методов: анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение и анализ нормативных и программно-методических документов в сфере образования, разработка программы предмета «Окружающий мир» с элементами развития логических универсальных учебных действий, анкетирование, наблюдение, беседы, диагностические педагогические методики, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка экспериментальных данных, графическое представление полученных результатов.

Цель констатирующего эксперимента являлось определить исходный уровень сформированности логических УУД.

Для реализации поставленных задач были использованы следующие методики, соответствующие возрасту (II класс):

Методика «Исключение лишнего» Р. Амтхауэра.

Методика «Сравнение понятий» Л.С. Выготского

Методика «Существенные признаки». С.Я. Рубинштейна.

1. По результатам диагностики «Исключение лишнего» можно сделать вывод о том, что уровень сформированности логических УУД во 2-а классе находится выше, чем во 2-б классе. В целом уровень сформированности находится на среднем уровне. Для сравнения полученных данных используем сводную таблицу и диаграмму.

– Сводная таблица результатов диагностики определения уровня сформированности логических УУД на констатирующем этапе.

– Диаграмма результатов диагностики «Исключение лишнего» определения уровня сформированности логических УУД на констатирующем этапе.

Проанализировав все данные эксперимента по определению уровня сформированности логических УУД, стало видно, что у школьников недостаточно развито: уровень обобщения, логическая обоснованность решения предложенных заданий.

У многих учащихся есть положительные стороны сформированности логических УУД: адекватное выполнение задания, способность актуализировать имеющиеся знания и представления.

2. По результатам диагностики «Сравнение понятий» видно, что уровень операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей во 2-а классе находится выше, чем во 2-б классе.

Для сравнения полученных данных используем сводную таблицу и диаграмму.

– Сводная таблица результатов диагностики определения уровня сформированности логических УУД на констатирующем этапе.

– Диаграмма результатов диагностики определения уровня сформированности логических УУД на констатирующем этапе.

Проанализировав все данные эксперимента по определению уровня сформированности операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей, стало видно, что у школьников недостаточно развита логичность хода высказываний. Испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений.

В целом, большинство учащихся умеют выделять существенные признаки сходства и различия понятий.

3. По результатам диагностики «Существенные признаки» видно, что второклассники способны отличать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных.

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

Использование экологических интернет-ресурсов в образовательном процессе
В последние годы в связи с развитием и широким внедрением в образовательную практику новых информационных технологий, мультимедийных средств и интернет-технологий значительно расширились рамки и возможности педагогических методик, применяемых в экологическом образовании. В связи с этим представляет ...

Методика формирования представлений о форме предметов у дошкольников
Для реализации программных задач в качестве дидактического материала для детей 3-4 лет группе используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера. Еще до проведения систематических занятий педагог организует игры детей со строительным материалом, набо ...

Внедрение кредитной системы
Из 1998 по 2004 год в рамках Болонского процесса состоялось много разноуровневых встреч, рабочих совещаний, конференций на которых было сформулировано шесть ключевых принципов этого процесса: 1. Введение двоциклового обучения. Фактически предлагается ввести два циклы учебы: 1-й – к получению первой ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru