Экспериментальная работа по формированию у младших школьников логических УУД проводилась на уроках окружающего мира на базе МКОУ «Новолисинская школа – интернат» Тосненского района Ленинградской области. В эксперименте принимали участие учащиеся 2 «А» (17 чел.) и учащиеся 2 «Б» (15 чел.) в течение 2012–13 учебного года.
В его ходе эксперимента решаются следующие эмпирические задачи:
1. Определить структурные компоненты логических универсальных учебных действий, критерии и показатели их сформированности у младших школьников.
2. Выявить методы и приемы формирования логических универсальных учебных действий младших школьников.
3. Определить и проверить на практике педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования логических универсальных учебных действий младших школьников.
В целях выявления особенностей формирования логических универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроках окружающего мира была разработана программа экспериментального исследования.
Программа экспериментального исследования представляет собой план исследования:
Сентябрь 2012 г. – отбор педагогических методик.
Октябрь – 2012 г. – разработка инструментария (подготовка анкет, опросных листов, конспектов уроков).
Ноябрь 2012 г. – констатирующий эксперимент
Февраль 2013 г. – формирующий эксперимент.
Март 2013 г. – обработка результатов эксперимента, анализ данных, подведение итогов.
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач используется комплекс методов: анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение и анализ нормативных и программно-методических документов в сфере образования, разработка программы предмета «Окружающий мир» с элементами развития логических универсальных учебных действий, анкетирование, наблюдение, беседы, диагностические педагогические методики, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка экспериментальных данных, графическое представление полученных результатов.
Цель констатирующего эксперимента являлось определить исходный уровень сформированности логических УУД.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методики, соответствующие возрасту (II класс):
Методика «Исключение лишнего» Р. Амтхауэра.
Методика «Сравнение понятий» Л.С. Выготского
Методика «Существенные признаки». С.Я. Рубинштейна.
1. По результатам диагностики «Исключение лишнего» можно сделать вывод о том, что уровень сформированности логических УУД во 2-а классе находится выше, чем во 2-б классе. В целом уровень сформированности находится на среднем уровне. Для сравнения полученных данных используем сводную таблицу и диаграмму.
– Сводная таблица результатов диагностики определения уровня сформированности логических УУД на констатирующем этапе.
– Диаграмма результатов диагностики «Исключение лишнего» определения уровня сформированности логических УУД на констатирующем этапе.
Проанализировав все данные эксперимента по определению уровня сформированности логических УУД, стало видно, что у школьников недостаточно развито: уровень обобщения, логическая обоснованность решения предложенных заданий.
У многих учащихся есть положительные стороны сформированности логических УУД: адекватное выполнение задания, способность актуализировать имеющиеся знания и представления.
2. По результатам диагностики «Сравнение понятий» видно, что уровень операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей во 2-а классе находится выше, чем во 2-б классе.
Для сравнения полученных данных используем сводную таблицу и диаграмму.
– Сводная таблица результатов диагностики определения уровня сформированности логических УУД на констатирующем этапе.
– Диаграмма результатов диагностики определения уровня сформированности логических УУД на констатирующем этапе.
Проанализировав все данные эксперимента по определению уровня сформированности операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей, стало видно, что у школьников недостаточно развита логичность хода высказываний. Испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений.
В целом, большинство учащихся умеют выделять существенные признаки сходства и различия понятий.
3. По результатам диагностики «Существенные признаки» видно, что второклассники способны отличать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных.
Информация по педагогике:
Характеристика и состав испытуемых
Экспериментально-практическое изучение особенностей навыка чтения у младших школьников с ОНР проводилось нами на базе МОУ СОШ с. Ленинское, Ленинского района, Еврейской Автономной области, в 2010 – 2011 учебном году. Основную группу (ОГ) составили 10 учащихся первых классов в возрасте 7-8 лет, имев ...
Основные формы коррекционной работы с детьми и подростками
На рубеже XIX-XX веков психология начинает осознавать развивающие, гармонизирующие и целительные возможности игр. Они признаются средством освоения ребенком социальных ролей и раскрытия внутреннего мира ребенка. Аналитическому исследованию игровой деятельности посвящено ряд работ Ж. Пиаже и Э. Эрик ...
Обоснование использования наглядности и технических средств обучения для
обеспечения учебного процесса по дисциплине «История костюма и моды»
В процессе преподавания дисциплины «История костюма и моды» при сообщении обучающимся учебного материала преподаватель широко использует один из важнейших принципов дидактики-принцип наглядности. Принцип наглядности находит отражение в использовании преподавателям наглядных учебных пособий и аудиов ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.