Описание констатирующего этапа экспериментальной работы

Страница 1

Экспериментальная работа по формированию у младших школьников логических УУД проводилась на уроках окружающего мира на базе МКОУ «Новолисинская школа – интернат» Тосненского района Ленинградской области. В эксперименте принимали участие учащиеся 2 «А» (17 чел.) и учащиеся 2 «Б» (15 чел.) в течение 2012–13 учебного года.

В его ходе эксперимента решаются следующие эмпирические задачи:

1. Определить структурные компоненты логических универсальных учебных действий, критерии и показатели их сформированности у младших школьников.

2. Выявить методы и приемы формирования логических универсальных учебных действий младших школьников.

3. Определить и проверить на практике педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования логических универсальных учебных действий младших школьников.

В целях выявления особенностей формирования логических универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроках окружающего мира была разработана программа экспериментального исследования.

Программа экспериментального исследования представляет собой план исследования:

Сентябрь 2012 г. – отбор педагогических методик.

Октябрь – 2012 г. – разработка инструментария (подготовка анкет, опросных листов, конспектов уроков).

Ноябрь 2012 г. – констатирующий эксперимент

Февраль 2013 г. – формирующий эксперимент.

Март 2013 г. – обработка результатов эксперимента, анализ данных, подведение итогов.

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач используется комплекс методов: анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение и анализ нормативных и программно-методических документов в сфере образования, разработка программы предмета «Окружающий мир» с элементами развития логических универсальных учебных действий, анкетирование, наблюдение, беседы, диагностические педагогические методики, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка экспериментальных данных, графическое представление полученных результатов.

Цель констатирующего эксперимента являлось определить исходный уровень сформированности логических УУД.

Для реализации поставленных задач были использованы следующие методики, соответствующие возрасту (II класс):

Методика «Исключение лишнего» Р. Амтхауэра.

Методика «Сравнение понятий» Л.С. Выготского

Методика «Существенные признаки». С.Я. Рубинштейна.

1. По результатам диагностики «Исключение лишнего» можно сделать вывод о том, что уровень сформированности логических УУД во 2-а классе находится выше, чем во 2-б классе. В целом уровень сформированности находится на среднем уровне. Для сравнения полученных данных используем сводную таблицу и диаграмму.

– Сводная таблица результатов диагностики определения уровня сформированности логических УУД на констатирующем этапе.

– Диаграмма результатов диагностики «Исключение лишнего» определения уровня сформированности логических УУД на констатирующем этапе.

Проанализировав все данные эксперимента по определению уровня сформированности логических УУД, стало видно, что у школьников недостаточно развито: уровень обобщения, логическая обоснованность решения предложенных заданий.

У многих учащихся есть положительные стороны сформированности логических УУД: адекватное выполнение задания, способность актуализировать имеющиеся знания и представления.

2. По результатам диагностики «Сравнение понятий» видно, что уровень операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей во 2-а классе находится выше, чем во 2-б классе.

Для сравнения полученных данных используем сводную таблицу и диаграмму.

– Сводная таблица результатов диагностики определения уровня сформированности логических УУД на констатирующем этапе.

– Диаграмма результатов диагностики определения уровня сформированности логических УУД на констатирующем этапе.

Проанализировав все данные эксперимента по определению уровня сформированности операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей, стало видно, что у школьников недостаточно развита логичность хода высказываний. Испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений.

В целом, большинство учащихся умеют выделять существенные признаки сходства и различия понятий.

3. По результатам диагностики «Существенные признаки» видно, что второклассники способны отличать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных.

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

Анализ программ дошкольного воспитания по проблеме развития исследовательской деятельности
С целью выявления направленности содержания дошкольного образования на развитие исследовательских способностей детей мы провели анализ ряда образовательных программ, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для детей дошкольного возраста. В программе «Из детства – в отрочество ...

Интеграция в детском саду
Наиболее важными периодами развития детей с особенностями развития являются младенческий, ранний и дошкольный возраста. Ребенок дошкольного возраста требует особого внимания, так как дошкольное детство является периодом интенсивной социализации ребенка. (5 Д) Совместное дошкольное воспитание являет ...

Состояние использования игр на занятиях математики
Для применения игр характерна всеобщая конструкция учебного процесса, включающая четыре этапа: 1)Ориентация: педагог представляет тему, дает отзыв игры, всеобщий обозрение ее движения и правил. 2)Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, разделение ролей, подготовка к их осуществлению, сн ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru