И.Я. Берковский, И.О. Лосский, Д.С. Меретковский, Платон, З.Фрейд и другие рассматривали ребенка как уменьшенную копию взрослого, через которого раскрывается генезис культуры «этимология жизни».
Современная парадигма обучения состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель должен осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Постепенно научив молодого человека приобретать знания самостоятельно, пользоваться ими для непрерывного самоусовершенствования, школа достигает одной из важнейших своих целей - качественного и эффективного образования учащихся. Разумеется, такой подход меняет структуру отношений между субъектами образовательного процесса. Перевод обучения на субъект-субъектные отношения потребует изменения педагогической деятельности, внедрения такой технологии, которая обеспечит ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью, приведет к саморазвитию. Именно качественно организованная среда позволит учащемуся получать хорошее образование, представив ему достаточно свободный выбор индивидуальной образовательной траектории.
Каковы же должны быть организационно-педагогические условия создания образовательной среды, в которой успешно будет протекать развитие личностей и ученика и учителя? Понимая всю многогранность обозначенной проблемы, остановимся на интеллектуальной составляющей развивающей школьной среды. Определимся с нашим пониманием интеллектуальной развивающей среды. Понимая под средой ближайшее окружение объекта, во взаимодействии с которым он формирует и проявляет свои свойства, мы становимся перед проблемой создания такой среды, которая развивала бы именно интеллектуальную личность (учащегося).
Под интеллектуальной личностью (учащегося) мы понимаем ребенка, обладающего следующим набором качеств:
- способность мыслить;
- способность самостоятельно приобретать новые знания;
- желание приобретать новые знания;
- навыки интеллектуального труда;
- высокая степень адаптации в будущей профессиональной жизни на основе приобретенных знаний и умений.
Чтобы формировать личность с заданными качествами на основе имеющихся у нее задатков, необходима педагогическая система, обладающая содержанием и структурой, оптимальными для выполнения поставленной задачи.
Итак, развивающая интеллектуальная среда представляет собой педагогическую систему, построенную для выполнения заявленных целей.
Роль развивающей среды хорошо представляется с позиции ее функций и принципов построения. Мы описываем основные из них, поскольку, на наш взгляд, они наиболее привлекательны для практического создания развивающей среды.
Организующая функция имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле развивающая среда становится толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интересам, потребностям или формировать эти интересы своим содержанием и видом.
Воспитывающая функция среды не требует особой расшифровки, поскольку в литературе она достаточно освещена. Хочется только подчеркнуть, что эта функция может состояться при условии целенаправленного внимания педагога на ее реализацию. Дело в том, что часто мы не проектируем воспитательную деятельность, это как бы само собой разумеется. Однако развивающая среда, ее правильное наполнение должны быть тщательно сориентированы на создание воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить свою помощь или пройти мимо проблем сверстника. Педагог должен это учитывать и предвидеть. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Поэтому воспитывающая функция среды приобретает особую значимость при ее построении.
И, наконец, развивающая функция. Почему среда получила такое название? Почему выделяется именно эта сторона ее характеристики? По всей вероятности, потому, что эта функция главная, ведущая. Как же это понимать? Здесь надо отталкиваться и от понимания самого развития как результата воспитания и обучения, как показателя продвижения человека к совершенству, и от того значения, которое заложил в развитие Л.С.Выготский. Это расстояние от "зоны актуального" к "зоне ближайшего" развития ребенка. Значит, развивающая среда каждого вида деятельности по своему содержанию должна соответствовать "зоне актуального" развития самого слабого (именно в этом виде деятельности) и "зоне ближайшего" развития самого сильного (в этом же виде деятельности) в группе ребенка. Зрительно ее представить можно в виде наклонной прямой.
Информация по педагогике:
Методические рекомендации по изучению элементов теории множеств в начальном
курсе математике
Знакомство с множествами и операциями над ними имеет важное значение для дальнейшего изучения многих вопросов школьной программы по математике и вместе с тем способствует интенсивному развитию мыслительных операций и речи учащихся: дети постоянно должны сравнивать объекты, выявлять в них сходства и ...
Эстетическое воспитание в процессе обучения
О роли и значении уроков математики в воспитании правильного и дисциплинированного мышления говорилось и писалось очень много. Напротив, о влиянии математических знаний на эстетическое формирование личности учащегося не сказано почти ничего. Всегда предполагалось, что по абстрактности своего предме ...
Основные задачи воспитания детей дошкольного возраста в детских дошкольных
учреждениях, а так же воспитание у них нравственных чувств
Педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании человека. Воспитание является основным педагогическим понятием. В процессе воспитания происходит преемственность общественно-исторического опыта от поколения к поколению. Воспитание — это целенаправленное руководство духовным развитием ч ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.