Цели исследования:
Внедрение в традиционный учебный процесс активных методов формирования и развития социальных, образовательных и ключевых компетентностей.
Выстроить образовательную траекторию школьников с учетом их вне учебного интереса.
Задачи исследования:
1. Апробирование новых обучающих технологий и изучение их образовательного результата.
2. Решение задач по социальной адаптации подростков.
3. Включение школьников в общественную деятельность.
4. Профориентационная работа.
5. Создание пространства для развития социальных компетентностей.
6. Оценка полученных образовательных результатов.
Гипотеза:
Внедрение в систему образования подобного рода методик (деловая игра), усиливает образовательные результаты и создаёт качественно новое пространство для развития компетентностей связанных с социальной действительностью.
Игра представляет собой многоэтапный процесс, разделение на этапы происходит по содержательному принципу:
Этап подготовки
1.
Вводный инструктаж.
Основными задачами данного блока является описание планируемой игры участникам (суть, цели, задачи, особенности); повышение мотива участия в игре через акцентирование внимания участников на ожидаемом получении ценностей в ходе этого процесса (приобретение экономических, организационных и прочих навыков, актуальных в современной действительности).
2.
Организационный блок. Смысл блока заключается в организации подготовки проведения игры.
Информационная часть: участникам читается вводная лекция по экономической теории (структура коммерческих организаций, способы функционирования предприятий в условиях конкуренции, тактики управления фирмой и т.д.); рассматриваются современные рыночные отношения с точки зрения бизнеса (успешность организации, методы инвестирования и кредитования бизнес единиц, международные и мировые экономические отношения и т.д.); специальная лекция о планировании организации и развития коммерческого предприятия (составление бизнес плана).
Практическая часть: после ознакомления c экономическими категориями, участники должны разработать и оформить план развития собственной фирмы в условиях ожидаемой игры (условия обязаны быть максимально разобраны на вводных лекциях). Понятно, что план фирмы должен быть весьма условен т.к. он описывает не реальные рыночные отношения, а смоделированные организаторами игры. Главными критериями содержания данного плана будут:
a. Название организации.
b. Рекламный лозунг, или девиз.
c. Логотип или символика, отражающая направленность организации.
d. Подробно описанная сфера деятельности предприятия.
e. Количество сотрудников и их должности (директор - подчиненные)
f. Цель
g. Глобальная цель (учитывающая влияние на социум, культуру, экологию)
h. Экономический расчет!!! (дети будут знать количество участников, примерное количество финансовых средств - исходя из чего, смогут сформировать цены и примерно рассчитать прибыль предприятия).
i. Ожидаемые результаты с точки зрения получения умений и навыков (рефлексивная составляющая).
Рефлексивная часть. После того как участники проекта предоставили планы предприятий своим наставникам, начинается аналитическая и оценочная работа, в связи, чем мы можем понять заинтересованность участников в игре и оценить уровень развития компетентностей связанных с пройденными этапами организации данного мероприятия. Перечислим их:
· Умение слушать и слышать. (первое можно понять в ходе наблюдения за командой, а второе станет ясно после предоставления плана предприятия)
· Способность отстоять собственную точку зрения, аргументировать мысли, договориться, избежать конфликта. (работа в коллективе всегда требует конкурирования со сверстниками по разным параметрам, будь то избрание директора фирмы, придумывание логотипа, распределение обязанностей, - внутренняя заинтересованность и личностная мотивация детей смежная с их целями заставляет более локально подойти к данной проблеме и использовать не стандартные решения (многие хотят ощутить себя директором!)
· Креативные способности (творческий подход к разработке логотипа, лозунга, оформление плана, название организации, экономической стратегии)
· Организаторские умения(как организована внутренняя обстановка фирмы? Как отлажена субординация и есть ли она? И т.д.)
· Сформированность аналитических качеств. (На каком уровне рассматривают и используют дети, полученные данные?)
Информация по педагогике:
Показатели и критерии уровня овладения детьми исследовательской
деятельностью
При определении показателей сформированности умений и навыков исследовательской деятельности мы пользовались работами следующих авторов: А.И. Савенков Л.Н. Прохорова А.И. Савенков выделяет четыре блока, характеризующих исследовательское мышление: 1. Культура мышления; 2. Конвергентное мышление; 3. ...
Содержание и методы коррекционной работы с детьми и подростками
Объект педагогической коррекции - это отдельные сферы личности детей, подвергающиеся изменению, а предмет коррекции - та психическая реальность, на которую направлено коррекционное воздействие. Содержание коррекционной работы с детьми чаще всего связано со следующей группой трудностей: Несоответств ...
Социализация детей-сирот
Л.С. Выготский: «Высшие процессы детского мышления… возникают в процессе социального развития ребенка путем перенесения на самого себя тех форм сотрудничества, которые ребенок усваивает в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой. Мы видим, что коллективные формы сотрудничества предшес ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.