Методические рекомендации по использованию народных примет как средства развития внимания

Образование и педагогика » Народные приметы в курсе "Окружающий мир" как средство развития внимания у младших школьников » Методические рекомендации по использованию народных примет как средства развития внимания

Страница 1

Для работы с народными приметами в курсе "Окружающий мир" учителю нужно следовать методическим рекомендациям:

1) Использование народных примет должно быть систематическим, на каждом уроке окружающего мира.

2) Для работы на уроке не следует брать большого количества примет, достаточно пяти-шести.

3) Нужно использовать лишь те приметы, оправдываемость которых составляет не менее восьмидесяти процентов для данной местности.

4) Лучше брать такие народные приметы, где есть рифма. Такие приметы помогают развить память и внимание ребенка и, вследствие легкой запоминаемости дети будут обращать на явления, описанные в них, больше внимания. (Много комаров - готовь коробов (по ягоду), много мошек - готовь лукошек (по грибы). Февраль силен метелью, а март - капелью. Апрель с водою - май с травою. Вьюги да метели под февраль полетели)

5) Учащимся можно дать задание - узнать у родителей или старших знакомых, есть ли среди них люди, прогнозирующие погоду по народным приметам, какие приметы они используют для этого, насколько верны их наблюдения.

Народные приметы могут послужить информационной основой для наблюдения за погодой. Учитель называет одну из широко используемых примет и просит учащихся определить, признаком какой погоды она является.

При нормальном суточном ходе температуры воздуха после захода солнца наступает относительное похолодание, следовательно, названное приметой явление является не нормой, а отклонением от нее.

Что может стать причиной? Относительное понижение температуры воздуха наступает как следствие остывания земной поверхности после захода солнца. Препятствовать такому остыванию и задержать тепло у поверхности Земли может низкая облачность, точнее, слоистые облака.

Вывод: Указанная примета является признаком пасмурной и возможно дождливой погоды, так как осадки часто связаны именно со слоистыми облаками.

Рассматривая содержание примет: "Утром ясно, днем кучевые облака, к вечеру исчезают", "Вечером сильная роса", учащиеся анализируют нормальный суточный ход температуры воздуха, находят существующие взаимосвязи и делают вывод, что эти приметы являются признаками ясной и солнечной погоды. Рассматривая другую группу примет: "Раньше обычного закрывают свои цветки одуванчики", "Звездчатка не раскрывает свои цветки утром и держит их закрытыми целый день", "Паук усиленно плетет свои сети", учащиеся приходят к выводу о возможности предсказания изменений погоды по поведению насекомых и растений, наиболее чутко реагирующих на изменения метеорологических условий. Еще одна группа примет основывается на изменениях абсолютной влажности воздуха: "Солнце садится в тучи, закат красный", "Звезды мерцают сильно, имеют красноватый оттенок", "Дым стелется по земле", "Ласточки и стрижи летают низко".

Работу по изучению народных примет можно продолжить при изучении физической географии России. Например, при изучении вопросов циркуляции воздушных масс: "Тонкие перистые облака идут с запада, опускаются, уплотняются", "Западные ветры - гнездо дождей", или объяснить местонахождение так называемого "гнилого" или "мокрого" угла, о существовании которого упоминают жители многих деревень Европейской части России.

Конспекты и фрагменты уроков окружающего мира с использованием народных примет как средства развития внимания (см. Приложение).

Содержание тем уроков окружающего мира по программе "Школа 2100".

Оборудование: учебник Вахрушева "Окружающий мир" 2 класс, 2 часть.

Таблица 1

Содержание тем уроков окружающего мира

Тема

Содержание темы

Приметы для работы по данной теме

1. Равнины и горы.

Рождение гор, их превращение в равнины. Составление рассказов по рисункам на тему "Как стареют горы". Сравнительная характеристика гор и равнин.

Если на равнине звук ясно раздается, то будет дождь. Если вершины дальних гор хорошо видны, то будет дождь, а если вершины в хорошую погоду окружены небольшим туманом, то будет сухо.

2. Моря и острова.

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края - названия, их краткая характеристика (на основе наблюдений).

Правила безопасного поведения на водоеме в разное время года. Характерные особенности рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов. Приемы чтения карты (определение суши и воды, высоты)

Если волна бьет навстречу текущей воде, будет дождь. Закипела в море пена - будет ветру перемена.

3. Домашние животные.

Одомашнивание животных. Значение для человека.

Собака ест траву - к дождю. Кошка во время сна закрывает лапкой мордочку - к морозу или ненастью. Гуси купаются в луже - к теплу. Пчелы собираются на стенках улья - к сильной жаре.

4. Люди, города и страны.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Отличия людей из разных частей света. Работа с политической картой. Политическая карта, ее назначение. Рассказы о том, как появились города.

Приметы различных народов.

Вечером солнце в облаках - наутро дождь (Сербия). Журавли кричат - к ненастью (Чувашия). Яркие звезды - к сильному снегопаду (Болгария). В августе дождь - к плохому урожаю винограда (Испания).

5. Путешествие тучки по Европе.

Знакомство со странами Европы.

Приметы европейских народов.

Собака спит, вытягивая лапы - к ясной, теплой погоде (Англия). Чем сильнее первый гром, тем лучше будет урожай (Франция).

6. Путешествие в дальние страны. Африка.

Природа и страны Африки; населяющие их народы. Особенности географического положения Африки. Животный мир Африки. Примеры животных, обитающих в Африке.

Сегодня чистый закат - завтра хорошая погода (Кения). Когда прыгают ослы, идет дождь (ЮАР).

7. Путешествие в дальние страны. Америка.

Природа и страны Америки; население, достижения и достопримечательности этих стран; животный и растительный мир.

Радуга приносит хорошую погоду (Канада). С какой стороны Млечный Путь ярче - с той стороны стоит ждать бурю (Канада). Крутой месяц - к холоду (США). Полосатые облака - к дождю (Мексика).

8. Россия - наша Родина.

Территория России. Столица. Государственные символы. Народы, проживающие на территории России, их промыслы. Природные богатства страны. Региональный компонент: флаг, герб и гимн края (области), значение малой Родины для России.

Русские приметы и приметы народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Сухой январь - жаркое лето (Урал). Венеру хорошо видно - год будет холодным (Якутия). Если ночью луна в синем кругу - к ветру, если же в красном - к морозу (Осетия). Если зимой шумит лес - жди оттепели (Дальний Восток).

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

H.К. Крупская о содержании образования
Крупская считала, что задачам коммунистического воспитания должно быть подчинено преподавание каждого предмета и все содержание учебно-воспитательной работы в школе. «Надо дать марксистское понятие окружающего, не говоря никаких больших слов», надо «создать программу, в которой может быть и не упот ...

Экономическая оценка и расчет затрат на разработку проекта
Целью данного раздела является расчет затрат на разработку методического обеспечения. Важным значением для обоснования целесообразности разработки учебно-методической документации по дисциплине «История костюма и моды» является экономическая оценка и расчет затрат на разработку проекта. Работа не и ...

Организация питания детей в детских дошкольных учреждениях
Для нормального роста и развития ребенка необходимо пра­вильно организованное питание. Растущий и быстро развиваю­щийся организм требует достаточной по количеству и полноценной по качеству пищи. Как недостаточное, так и избыточное пи­тание одинаково вредно для здоровья ребенка и может привести к ра ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru