3. Наиболее частой причиной неустойчивости внимания детей является их недостаточная умственная активность. Если ученик пассивно слушает товарищей или длинные объяснения учителя, устойчивость его внимания быстро падает, и он легко отвлекается. Если же дети в классе заняты интересным делом, если работа требует от них не только слушания, но и решения каких-то задач, если дети ведут на уроке активное наблюдение и действуют практически с учебным материалом, внимание их получает огромную поддержку. Считая палочки и составляя узоры, конструируя модель, рисуя иллюстрации к прослушанному рассказу, сравнивая окончания существительных в разных падежах, находя общие и разные признаки в треугольниках разного вида, ребенок думает. Его умственная активность, поддерживаемая практическими действиями, является основой устойчивого внимания. Если учащийся занят однообразной исполнительской работой, а на вопросы учителя имеет давно готовые ответы, внимание его неизбежно будет легко отвлекаться. Внимание поддерживается мышлением. Если на уроке нет пищи для мышления ребенка, для активного думания, учитель не может ожидать и устойчивости внимания детей, сколько бы раз он ни обращался к ним с призывом быть внимательными.
4. Рассеянность может возникнуть и как результат неправильного воспитания детей. Когда не в меру заботливые родители покупают ребенку слишком много книжек и игрушек, рано и часто водят его на выставки, в музеи и театры, ребенок привыкает к постоянной смене впечатлений. Не успевая разобраться в каждом из них, не имея возможности вдуматься в то новое, что ежедневно ему показывает взрослый, ребенок привыкает к легкому, поверхностному знакомству с окружающим. Его внимание становится скользящим. В таких случаях борьба с рассеянностью ребенка требует от педагога умения показать детям уже знакомый им предмет, явление природы с новой для них стороны. Нужно "приоткрыть" ребенку те качества предмета, его особенности и связи, которых дети раньше не видели.
5. Рассеянное внимание - это и негибкое внимание, отсутствие переключаемости, т.е. намеренного переноса внимания с одного предмета на другой, когда это оказывается необходимым. Читая во время перемены приключенческую книгу, некоторые ученики II-IV классов не сразу могут потом включиться в учебную работу. Они кажутся рассеянными только потому, что слишком сосредоточены на другом содержании. Такие факты часто наблюдаются у детей с инертным, флегматическим типом темперамента. На неожиданно заданный вопрос такой ученик отвечает не сразу, хотя и знает материал. Ему нужна пауза, чтобы переключить свое внимание на новое содержание.
Опыт экспериментального обучения в младших классах многих ленинградских школ, а также специальные исследования (Н.Ф. Добрынин, М.Н. Волокитина) показывают, что даже дети I класса способны к достаточно сильному, т.е. концентрированному и устойчивому, вниманию на протяжении всего 45-минутного урока. Но для этого необходимо соблюдать определенные условия организации учебной деятельности детей:
1) Хороший темп урока и продуманная его организация.
Отсутствие "пустого" времени, которое учитель часто тратит на запись на доске, подготовку пособий.
2) Четкость, доступность и краткость пояснений, инструкций, указаний, которые учитель дает до работы и не повторяет во время выполнения детьми задания.
Отсутствие лишних разговоров учителя с классом.
3) Максимальная опора на активную мыслительную деятельность детей (подбор разнообразных и посильных задач на сравнение, обобщение, подбор примеров, выводы).
4) Бережное отношение учителя к вниманию детей.
Громкие замечания отдельным ученикам в то время, когда весь класс уже работает, дополнительные запоздалые пояснения, ненужное хождение учителя по классу быстро нарушают хрупкое внимание учащихся.
5) Разнообразие видов и форм работы, подчиненных основной задаче и теме урока.
6) Включение в учебную работу всех учеников не только во время выполнения письменных заданий, но и при обычных устных упражнениях, активизация инициативы детей: подбор ими разнообразных примеров, способов решения уравнений, объяснений наблюдаемого факта. При этом учитель должен держать в поле своего внимания весь класс.
7) Как дополнительные могут быть использованы для первоклассников некоторые специальные упражнения и дидактические игры на наблюдательность: "Что изменилось?", "В чем ошибка?", "Найди отличие".
Итак:
1. Внимание человека выражает его направленность на что-то. Оно является необходимым условием избирательного отражения человеком какого-то одного объекта из массы объектов, действующих на нервную систему человека в каждый отдельный момент.
Информация по педагогике:
Химические и химико-физические свойства бериллия
Бериллий (Be) - имеет атомный номер 4 и атомный вес 9.0122. Он находится во втором периоде периодической системы и возглавляет главную подгруппу 2 группы, в которую также входят магний, кальций, стронций, барий и радий. Электронная структура атома бериллия 1s 2s. На внешней оболочке он имеет два эл ...
Анализ полученных результатов исследования
Для проведения исследования мы выбрали 10 участников детей. Они все посещают одну старшую группу одного детского сада. Дети, участвовавшие в эксперименте все примерно одного возраста (5-6 лет): Бердинских Данил, Бетехтина Полина, Гребенкина Настя, Дегтерева Лена, Ермолин Кирилл, Жуков Ваня, Колчин ...
Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей
В настоящее время нейропсихологические методы успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении . На наш взгляд, эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми, имеющими системную речевую патологию, так называемое общее недоразвитие речи (ОНР). Картина нарушений в развити ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.