Валеологическая концепция влияния физических нагрузок на организм должна основываться на том, что двигательная активность является необходимым условием поддержания состояния здоровья, фактором совершенствования механизмов адаптации, главным фактором физического развития в жизни ребенка. Для детей движение – одно из наиболее часто используемых средств невербального общения, самовыражения и познания. Через движение осознается собственное «Я» и окружающий мир. Поэтому детям необходимо дать возможность участвовать в хорошо продуманном и осуществляемом процессе физического воспитания. Для достижения данных целей следует выработать полноценную программу физического воспитания, которая в своей основе была бы ориентированна на валеологический подход с позиций оптимального двигательного развития и всестороннего развития личности.
В детском и подростковом возрасте – периодах интенсивного роста и развития – средовые факторы в основном определяют у детей овладение двигательными координациями, расширяют резерв адаптации функциональных систем, создают волевой настрой на напряженный тренировочный и соревновательный режим.
Результативность лечебной и физкультурно-оздоровительной работы в детском возрасте актуальна еще и в связи с тем, что в этот период возможно выработать методами валеологического воспитания и обучения устойчивую мотивацию на здоровье и сформулировать практические навыки ведения здорового образа жизни человека в соответствии со стереотипом и моделью его поведения, заложенными в раннем детстве. Прослеживая вместе с пациентом его жизненный сценарий, можно выявить причины и пути коррекции того или иного психосоматического расстройства.
Здоровье и физическая подготовленность детей и молодежи – важнейшие слагаемые здоровья и физического потенциала всего народа. Однако, многие факты высказывают сегодня острую тревогу за здоровье подрастающего поколения, что, в первую очередь, связано с неудовлетворительной организацией физического воспитания школьников, которое осуществляется на основании действующих школьных программ.
По данным Ф.З.Меерсона, даже временное статическое напряжение отрицательно действует на микроциркуляцию и гемодинамику, снижая подвижность нервных процессов и нарушая регуляцию вегетативных функций. Ограниченная мышечная деятельность не только задерживает развитие организма, ухудшает здоровье, но и приводит к тому, что на последующих возрастных этапах школьник с трудом осваивает или не может овладеть теми или иными жизненно необходимыми двигательными навыками. Исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют, что низкая двигательная активность школьников, длительные статические нагрузки приводят к развитию у них различных заболеваний: нарушению функций сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной систем; возникновению искривлений позвоночного столба, ожирению и снижению умственной работоспособности.
Гиподинамия коррелирует с избыточным весом, артериальной гипертензией и нарушением толерантности к углеводородам с трансформацией в дальнейшем в сахарный диабет IІ-го типа (прирост этого заболевания составляет 5 % в год). К 11 годам имеют избыточную массу тела 12 – 19 % детей, уровень гиподинамии составляет 50 – 70 %.
Существующая система образования не способствует улучшению здоровья учащихся, но зачастую содействует его ухудшению. Это увеличенные учебные нагрузки, гиподинамия по вине учителя, опережающая уровень образования, что несоизменно с числом одаренных (до 6 %) и имеющих высокие учебные возможности (в пределах 12 – 15 % от общего числа обучающихся). Изобилие не всегда эффективных авторских программ также усугубляют программу, поскольку более трети детей сегодня испытывают затруднения в усвоении даже общеобразовательных программ. Интенсификация учебного процесса и его организация, основанная на преобладании статических нагрузок, способствует искусственному сокращению объемов произвольной двигательной активности учащихся. Растущий организм ребенка требует огромного количества движений для своего развития; 50 – 60 % времени в режиме дня должно отводиться двигательной активности. Восстановительные процессы в организме проходят очень быстро, поэтому дети могут выполнять работу большего объема, чем взрослые. Значит, упражнения должны быть интенсивными, но кратковременными (20 – 40 с) , с небольшим отдыхом, а все основные упражнения должны занимать не более 20 – 30 минут занятий.
Информация по педагогике:
Морально – ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде
Признание природы как самоценного субъекта взаимодействия, а не только объекта использования, предопределяет гуманный морально-ценностный подход к природе как силе бытия в физических и духовных проявлениях. Вопросы этического отношения к природе рассматривали философы, социологи, биологи, педиатры, ...
Химические и химико-физические свойства бериллия
Бериллий (Be) - имеет атомный номер 4 и атомный вес 9.0122. Он находится во втором периоде периодической системы и возглавляет главную подгруппу 2 группы, в которую также входят магний, кальций, стронций, барий и радий. Электронная структура атома бериллия 1s 2s. На внешней оболочке он имеет два эл ...
Изучение темы "Основы
пользовательского интерфейса" учащимися 8-9 классов на
личностно-ориентированном уроке информатики
Сравнительный анализ раскрытия темы пользовательского интерфейса в учебной литературе Рассмотрим учебные пособия, предназначенные для основной школы: Информатика, базовый курс 7-9, Коллектив авторов И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. Тема "Пользовательский интерфейс&quo ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.