Условия формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе обучения

Образование и педагогика » Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе » Условия формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе обучения

Страница 2

Движение – необходимая составная часть любого вида деятельности ребенка и его естественная биологическая потребность, которая получила название кинезиофилии. Недостаток двигательной активности может нанести вред здоровью ребенка. Это особенно актуально при поступлении в школу. Учебная работа школьника – труд, который осуществляется на фоне длительного статического напряжения, связанного с поддержанием позы и сопряженного со значительными зрительными нагрузками. Кроме того, необходимо помнить о продолжающихся в детском организме процессах роста и развития, которые обуславливают высокую реактивность детей на различные воздействия, в том числе на учебную деятельность.

Состояние здоровья детей в начале обучения имеет потенцию к ухудшению: увеличивается число детей с сутулой формой спины, с функциональным нарушением осанки, сколиозами I и II степени. К моменту поступления в школу 40 – 60 % детей имеют различные функциональные отклонения: со стороны органов зрения – 10 %, избыточная масса тела – 16 %, нарушение осанки наблюдается у каждого второго ребенка. Уже за первый год обучения количество нарушений осанки увеличивается с 55 до 60 %, количество асимметрий линии плеч и лопаток – с 24 до 46 %. По мере увеличения ученического стажа растет количество функциональных отклонений, особенно со стороны опорно-двигательного аппарата и зрения.

Двигательная нагрузка – в значительной степени управляемый фактор внешней среды, влияние которого можно направить на оздоровление и функциональное совершенствование систем детского организма. Поэтому необходимо удовлетворить естественную потребность организма в движении и обеспечить оптимальную двигательную активность детей в школе.

Под двигательной активностью понимают общее число разнообразных движений за определенный отрезок времени (час, сутки). Каждому возрастному периоду свойственен определенный уровень двигательной активности, который определяется как биологическими, так и социальными факторами. На различных этапах развития ведущими являются биологические потребности, а у детей старшего возраста двигательная активность формируется. Среди биологических факторов можно выделить суточные, сезонные, возрастные. Суточная двигательная активность – это число движений за весь период бодрствования в течение суток. К ним относятся все виды движения: ходьба, бег, прыжки, наклоны, повороты и т.д.

С возрастом суточная двигательная активность сначала стабилизируется, а затем снижается. В 7 – 10 лет продолжительность двигательного компонента 4 – 5 часов, 15 – 20 тысяч шагов.

Неравномерно распределение движений в течение суток. Подъемы двигательной активности наиболее выражены: в первой половине дня – с 9 до 12 часов, во второй половине дня – с 16 до 18 часов, т.е. в соответствии с суточными биологическими ритмами. Двигательная активность неравномерно распределяется не только в течение дня, но и в течение недели, и в разное время года. Отмечается некоторое снижение суточной двигательной активности в четверг и в пятницу, и последующее увеличение в воскресенье. Зимой двигательная активность снижается на 30% по сравнению с осенью и весной. Недостаток движений в это время года необходимо компенсировать организованными формами двигательных занятий.

При сокращении суточной двигательной активности в 2 – 3 раза ниже нормы наблюдается гипокинезия, что особенно опасно для детского организма. Проблема гипокинезии особо остро возникает в период поступления ребенка в школу. Ребенок попадает в ситуацию резкого ограничения двигательной активности. Негативно отражается на школьниках резкое увеличение статической нагрузки, которую они испытывают на уроке. Статическое напряжение, обеспечивающее поддержание рабочей позы школьника, приводит к быстрому утомлению детского организма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Тематическое планирование элективного курса «Основы биотехнологии»
Биотехнология. Биотехнологические процессы в пищевой промышленности. Биотехнологическая переработка отходов. Бактериальное выщелачивание. Основы получения БАВ. Производство кормового белка. Производство аминокислот, витаминов и антибиотиков. Применение ферментов. Практическая работа «Приготовление ...

Реформы Болонского процесса
Основными документами Болонского процесса являются Великая хартия университетов (Болонья, 1988), Лиссабонская конвенция (1997), Сорбоннская декларация (Париж, 1998) и Болонская декларация (1999). Изучение документов по Болонскому процессу даёт возможность не только понять смысл энтузиазма европейск ...

Условия формирования исследовательской деятельности
Создание условий для исследовательской деятельности детей в условиях личностно-ориетированного образования представляется как задание определенной программы действий ребенка по поиску способов для достижения целей. При этом постановка проблемы может задаваться педагогом, а ее решения предлагаться р ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru