Курение взрослых в присутствии детей создает у них представление о курении, как норме поведения. Младшие школьники скорее приобщаются к вредной привычке. Другой психологический настрой создается, если курящий взрослый при курении уходит в другую сторону, на лестничную клетку и т.п., подчеркивая тем самым, что для детей особенно вредно вдыхание табачного дыма, как трудно ему самому избавиться от этой вредной привычки.
Обратимся вновь к причинам курения. На втором месте стоят любопытство, интерес.
… На родительском собрании учительница обратила внимание родителей на то, что от некоторых мальчиков пахнет табаком.
Слово попросил Иван Дмитриевич – дедушка одного третьеклассника. Иван Дмитриевич, бывший мастер радиозавода, ныне пенсионер, человек, умудренный большим жизненным опытом, самый деятельный член родительского актива.
- Я за «жесткую педагогику». Вот ребятенок тянется к спичкам: «Нельзя!» - ему говорят, а он просит… Зажгу спичку и чуть-чуть пламенем прикоснусь к пальчику. Ожога нет, но больно, слезы. Но к спичкам уже не тянется… К утюгу лезет, - что ж попробуй… Конечно, такую педагогику нужно с выбором применять. Сынишка, бывало, тянется к молотку… Так ему, несмышленышу, деревянный, легонький сделаю, да еще материей обклею, пусть стучит. Молоток – символ рабочего инструмента… Тут дело особое. Это я все к тому говорю, что вырастил я трех сыновей и не один табаком не баловался, вот и внуки подрастают, тоже не делают привычки курить. А поступаю так. Вижу, подрастает сынишка, спрашиваю: «Куришь?» «Нет, - говорит, - не курю». «А попробовать хочется?» Вот я у соседа Сергея Тимофеевича взял папиросу «Норд» (теперь «Север» называется). Парнишка отнекивается. Говорю: «Курни разок, понравится, будешь явно, не таясь, курить, хотя это и страшный вред для здоровья, вон Сергей Тимофеевич все кашляет, а бросить нет сил».
Из моих сыновей только старший попробовал: закашлялся, зачихал, слезы на глазах, а средний и младший пробовать не стали. Я сам не курю, человек крепкий… Теперь так воспитываю и внуков. Бить, наказывать – толку нет. Вон и в старину на кол сажали, а все равно курили. Сосед Сергей Тимофеевич, между прочим, умер от рака легких.
«Жесткая педагогика» Ивана Дмитриевича вызвала бурную дискуссию. Одна мама, возражая, сказала, что у нее двое сыновей и не курят, что она делала упор на воспитание у детей самолюбия, силы воли, чтобы отказаться от предложенной товарищем сигареты. Другие поддержали Ивана Дмитриевича.
На третьем месте стоит желание подражать взрослым: уважаемому учителю, мастеру, родителям, известным киноактерам и т.д.
Это желание чаще встречается у детей среднего и старшего школьного возраста, реже у младшего. Но встречается. Вывод сделать несложно.
Из всего вышесказанного следует: борьба с курением детей должна вестись в нескольких направлениях.
Наиболее важным представляется направление наших усилий на то, чтобы дети не начинали курить.
Разъяснение вреда курения должно идти со строгим учетом возрастных особенностей. На детей слабо действуют увещевания, что продолжительность жизни курящего сокращается, что возможен рак.
Позиция должна быть совершенно четкой: на детский курящий организм табак действует сильнее, он гораздо опаснее для ребенка, чем для взрослого.
Говоря об особом вреде табака для растущего организма, нужно подчеркнуть, что курение мешает хорошей учебе – слабеет память, нередко нарушается зрение.
Школьники могут получить ясное представление о влиянии табака на рост молодых растений. Для этой цели берут два одинаковых молодых растения. Одно поливают водой, а другое – табачным настоем. По прошествии 1 – 1,5 месяцев растения сравнивают. Дети легко замечают, что количество и размеры листьев, величина основного стебля у этих растений различны. Для чистоты опыта освещение, количество жидкости для полива должны быть одинаковы. В условиях класса этот опыт подчас трудно ставить, нужно специальное место для хранения табачного настоя. Если в классе, школе работает кружок юных медиков или юных биологов, то опыт можно поставить в биологическом кабинете и продемонстрировать начальную среднюю и заключительную стадию опыта.
Информация по педагогике:
Особенности организации досуга детей младшего школьного возраста
Организация досуга – традиционное направление деятельности школы и внешкольных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования. Школа – это не только учебное заведение, где дети получают знания. Школа – это коллектив, в котором протекает важная для подрастающего человека часть жизни, ...
Школьная система
Рассматривая образование как главный фактор развития демократии, Дьюи решительно выступал против дуализма школьной системы. В условиях усложнения жизни, писал он в 1915 г., накопления богатства одними и обедне других положение демократии становится все труднее. «Демократия сделает роковую ошибку, е ...
Мультимедийное пособие по теме: «Движение»
Наглядность занимает одно из центральных мест в обучении. И с развитием новых информационных технологий, стало возможным в учебном процессе заменить статические страницы из учебника динамическими. Представление информации при помощи динамических пособий позволяет учащимся глубже и легче понять изуч ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.