Вслед за доктором Равеном важно акцентировать внимание на том, что это свойство всегда имеет внутреннюю мотивацию. Инициатива не может быть описана вне личных мотивов человека, вне лично значимых для него целей.
Факторы, от которых зависит компетентное поведение, по Равену, можно определить в следующем порядке:
- мотивация и способность включаться в деятельность высокого уровня;
- готовность включаться в субъективно значимые действия, например, стремиться повлиять на происходящее в своей организации;
- готовность и способность формировать климат поддержки и поощрения новаторов;
- адекватное понимание того, как функционирует организация и общество в целом, что включает в себя адекватное восприятие собственной роли и роли других людей в организации и обществе;
- адекватное представление о ряде понятий, связанных с управлением организацией и обществом (к таким понятиям можно отнести: риск, эффективность, лидерство, ответственность, подотчетность, коммуникацию, равенство, участие, благосостояние и демократию)
Еще раз повторимся – компетентность или эффективное поведение включает в себя не только способности, но и внутреннюю мотивацию. Именно этот мотивационный компонент должен стать опорным пунктом при формировании и оценке компетентности. Т.е. понятие компетентности тесно связывается Равеном с понятиями ценности и цели. При этом, в самых общих чертах к качествам, составляющим основу компетентности, относятся:
- способность и стремление анализировать явления и ситуации окружающего мира, анализировать прошлый опыт;
- предвидение возможных препятствий;
- инициативность;
- способность быть ведомым и в то же время вести за собой.
Автор утверждает, что выявление ценностных ориентаций индивида, оказание ему помощи с целью более ясного их осознания, разрешения ценностных конфликтов и оценки альтернатив представляет собой основу любой программы развития компетентности. Это положение зачастую идет в разрез с общепринятыми представлениями о принципах образования: «содействие когнитивному развитию широко декларируется как абсолютно приоритетная и никак не связанная с ценностями задача образования». Но это, как правило, далеко от истины, ведь сама деятельность по поощрению и созданию условий для когнитивного развития - готовности использовать различные источники информации для сбора сведений для решения конкретной учебной задачи, способность к обобщению и планированию, умения предвидеть возможные затруднения и придумывать способы их разрешения – уже опирается на систему ценностей. Способствуя когнитивному развитию, мы с неизбежностью затрагиваем прочие цели и виды компетентности, которые имеют непосредственное отношение к личным ценностям. К ним, например, относятся предприимчивость и независимость. Формирование данных качеств невозможно, если не созданы условия для когнитивного развития и наоборот, содействие когнитивному развитию не представляется возможным без обеспечения развития вышеперечисленных качеств. Т.е. компетентность включает в себя не только интеллект, а многие ее компоненты, которые в последнее время игнорируются работниками среднего и высшего образования. Очевидно, что все возможные виды компетентностей настолько многочисленны, что одному человеку не под силу развить их все, поэтому необходим выбор. Для того, чтобы совершить этот выбор необходимо предоставить человеку возможность доступа к необходимой информации о последствиях развития разных ценностных ориентаций, разных компетентностей и стилей жизни. О том, что представляют собой эти разные формы удовлетворенности и фрустрации, которые соответствуют каждому варианту. В противном случае, говорить о предоставлении выбора не представляется возможным. Соответственно, в таком случае, когда принимается решение относительно дальнейшего образования и карьеры – выбор (если в данном случае вообще уместно применять это слово) делается «вслепую». Именно с такой ситуацией мы, как правило, имеем дело на школьном финише.
Важным, на наш взгляд, является то, что сама по себе компетентность не является врожденным свойством личности, а возникает и развивается только благодаря непрерывному обучению в «развивающей» среде (Raven 1977). Дж. Равен определяет как «развивающую» среду, в которой люди имеют возможность стремиться к интересующим их целям и в процессе этого развивать собственную компетентность. Для этого они общаются с другими людьми, которые, на их взгляд, демонстрируют мышление, чувства и поведение, свойственные компетентному человеку. Они имеют возможность подражать этим людям, а также получают от них поддержку в развитии новых видов компетентности. Равен также отмечает, что тренировать и развивать наиболее важные составляющие компетентности (склонность к анализу явлений и ситуаций, учету прошлого опыта, предвидению будущих препятствий, проявлению инициативы, способность вести и быть ведомым) возможно только в процессе стремления к значимым целям. Это говорит о том, что уяснение целей неразрывно связано с ростом компетентности. Т.о. ключевым моментом в становлении компетентности является работа с осознанием ценностей и целей. Также автор отмечает, что компетентность человека неизбежно зависит от понимания работы общества и от восприятия собственной роли и роли других людей в этом обществе. В связи с этим особую роль в развитии компетентности Равен отводит гражданскому образованию.
Информация по педагогике:
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных
предметов
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Связь универсальных у ...
Педагогическая организация игровой деятельности
Игра имеет специально значимый смысл в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. С.А.Шацкий, значительно оценивая смысл игры, писал: “Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот запах, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы непотребна для общества. В игре, ...
Методы воспитания физических качеств
Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. В физическом воспитании используются две группы методов: специфические (применяемые только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). К специф ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.