Профессиональная компетентность

Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как углубленного знания, состояния адекватного выполнения задачи, способности к актуальному выполнению деятельности и другие не в полной мере конкретизируют содержание этого понятия. Данная проблема активно изучается также и отечественными учеными 90-х годов. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством. Под профессиональной компетентностью понимают системное явление, включающее знания, умения, навыки, профессионально значимые качества личности специалиста, обеспечивающие выполнение им собственных профессиональных обязанностей.

Итак, с учетом анализа существующих в отечественной и зарубежной науке исследований по вопросу профессиональной компетентности можно уточнить рассматриваемое понятие для специалистов. В соответствии со сказанным, профессиональную компетентность можно представить как качественную характеристику личности специалиста, которая включает систему научно-теоретических знаний, в том числе специальных знаний в области экономики, профессиональных умений и навыков, опыта, наличие устойчивой потребности в том, чтобы быть компетентным.

Следует отметить, что сущностные характеристики профессиональной компетентности специалиста нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в целом.

Таким образом, выделим следующие компоненты профессиональной компетентности специалиста: мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный.

1) Мотивационно-волевой компонент.

Включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки актуализации в профессиональной компетентности, стимулирует творческое проявление личности в профессиональной компетентности; предполагает наличие интереса к указанной категории, который характеризует потребность личности специалиста в знаниях, в овладении эффективными способами формирования профессиональной компетентности;

2) Функциональный компонент (от лат. functio – исполнение, осуществление), в котором преломляются первичные значения компетентности как «осведомленность», «знания, опыт» и т.д. и который представляет собой систему приобретенных в шкколе знаний с учетом их глубины, объема, стиля мышления, нормы этики, социальных функций.

3) Коммуникативный компонент ( от лат. communico – связываю, общаюсь) компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.

4) Рефлексивный компонент (от позднелат. reflexio – обращение назад) проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, уверенность в себе, склонность к самоанализу, способность к предвидению, инициативному, критическому и инновационному рефлексированию и прогнозированию результатов деятельности и отношений, творческому воображению, а также профессионально-значимых знаний, умений и навыков. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, мобильности, побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности, развития рефлексивных способностей и формирования индивидуального стиля работы.

Информация по педагогике:

Онтогенез словообразования
Е.А. Земская, Е.С. Кубрякова описывают словообразование, как процесс или результат образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исх ...

Школа, Вуз в воспитании молодежи
Большую ценность представляют правила хорошего тона, строго соблюдаемые горцами в их общении. Употребление нецензурного слова даже в узком кругу товарищей считается предосудительным проступком, из-за которого человек теряет уважение окружающих. Ругательство можно услышать только в случае серьезной ...

Главные соединения ванадия
Ванадий образует соединения, проявляя степени окисления от +2 до +5, при этом наиболее стойки и типичны соединения, в которых он проявляет высшую степень окисления. С увеличением степени окисления ванадия усиливаются кислотные свойства его оксидов, а также их химическая стойкость. Монооксид ванадия ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru