– луночные игры – любая салонная игра (шахматы, “Озеро”, “Монополия”). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;
– ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;
– групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра “Координационный Совет”, “Кораблекрушение”);
– имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях ("Межцеховое управление" — для обучения специалистов ПДО, "Сбыт" — для обучения менеджеров по продажам и т.д.);
– организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) — не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;
– инновационные игры (В.С. Дудченко) — формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;
– ансамблевые игры (Ю.Д. Красовский) — формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб.
Опираясь на вышеизложенное, задается представление о многообразии игр и их результативности. Так же понимаем, что игра не может подходить под один описанный критерий, она полифункциональна и может рассматривать широкий спектр в зависимости от сценария. Учитывая многообразие выделенных критериев, при разработке сценария деловой – экономической игры, которую мы провели на школьниках 7 – х классов лицея № 1 г. Красноярска, нашей задачей являлось максимально обогатить сценарий игры реальностью, и попытаться включить в него реально присутствующие в современном социальном мире аспекты. В ходе этого мы решили задать экономическую тематику и развернуть сценарий со стороны реальных рыночных отношений.
Игра проходила в конце 3 – ей четверти в лицее № 1 г. Красноярска, участниками игры были 7 – ые классы, включенные в проект Федеральной экспериментальной площадки. Сценарий игры заключался в следующем:
Для участников объявляется, что моделируется пространство реальной ситуации, которая существует на современном рынке товаров и услуг. Так же вводится, разработанная условная денежная единица (в нашем случае «лимоны» 10, 20, 50 и 100 лимонов), которая по функциональности приравнивается к рублю. Эти денежные единицы дают право участникам вести расчет за полученный товар или услугу. В задачи участников входит разработка собственного предприятия с целью заработать как можно больше денежных единиц. В выборе профиля организации, нет ни каких ограничений кроме как цензуры, которая предварительно оценивалась студентами - консультантами, помогающими по вопросам в организации предприятий. На подготовку и планирование собственных фирм было выделено несколько недель, чтобы дети смогли понять суть игры, каковы их роли и задачи. На протяжении всего периода, процесс подготовки контролировался организаторами, и задавались все новые требования для участников. Основополагающим этапом подготовки была защита так называемых планов предприятия (бизнес план), без которых нельзя организовать собственное предприятие. Содержание плана предприятия было упрощено и содержало лишь основные характеристики фирмы (название, лозунг, логотип, род деятельности и состав сотрудников) После того как проходит защита плана предприятия, мы оцениваем их, и присваиваем награды по номинациям: самый оригинально оформленный, самый лучший по защите и т.д. В ходе этого мероприятия так же следим за активностью детей (коммуникативность, информативность, креативность и т.д.)
Информация по педагогике:
Методика проведения дидактических игр с детьми
старшего дошкольного возраста с умственно отсталыми детьми
Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части прир ...
Сущность и структура сюжетно-ролевой игры
Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определя ...
Социальные технологии в профилактике девиантного поведения подростков
Социальная работа все чаще становится предметом многостороннего научного анализа. Например, в работе М. Пэйна рассматриваются вопросы институционализации социальной работы, её взаимоотношения с социальной политикой, теоретические основы развития социальной работы. Автор отмечает, что социальная раб ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.