Личностные качества, определяющие педагогическую направленность личности мастера: расположенность к учащимся, требовательность, принципиальность, справедливость, выдержка и самообладание, настойчивость, стремление к самосовершенствованию.
Организационно - коммуникативные качества, выполняющие функцию общения и организаторскую функцию: умение организовать учащихся, понимание учащихся, умение устанавливать правильные взаимоотношения, умение влиять на учащихся.
Дидактические качества, необходимые для реализации обучающей функции мастера: владение базовой профессией, умение объяснять, умение показывать трудовые операции, культура речи, общая эрудиция.
Исследование показало, что по мере формирования мастерства повышаются объективные результаты деятельности мастеров (продуктивность деятельности) и степень сформированности профессионально значимых качеств, изменяется структура этих качеств.
Сформированность профессиональной мотивации
По мере формирования мастерства происходит изменение мотивации. В начале профессиональной деятельности более выражены мотивы, лежащие, как правило, вне профессии. В основном это материальные стимулы: зарплата, летний отпуск, предоставление жилой площади. Для мастеров-профессионалов (с высоким уровнем мастерства) характерно преобладание мотивов общественно-социального содержания (понимание общественной важности работы мастера, желание работать с молодежью) и мотивов профессионального плана (убежденность в своих педагогических способностях, творческий характер труда). Интересно отметить, что если при выборе профессии ведущим оказывался мотив «желание работать с молодежью», то это способствовало формированию уровня мастерства и высокой степени удовлетворенности профессией. И наоборот, если данный мотив был выражен слабо или вовсе отсутствовал, то мастера оставались на низком уровне профессионализма или меняли профессию. Этому сопутствовала их низкая удовлетворенность профессией. В связи с этим можно предположить, что мотив «желание работать с молодежью» является условием формирования высокого уровня мастерства.
Самооценка результатов своей деятельности
Самооценка профессионально значимых качеств, являясь своеобразной проекцией эталона-профессионала, осуществляет регулирующую функцию становления мастера как педагога. В частности, формирование мастерства определяется особенностями самооценки, ее уровнем и адекватностью.
1. Величина ретроспективной самооценки позволяет судить о трудностях начинающих мастеров (как правило, у них недостаточно развиты организационно-коммуникативные и дидактические качества); отношение между ретроспективной и актуальной самооценками дает информацию об осознании мастерами своего профессионального роста. В нашем исследовании все актуальные самооценки мастеров оказались выше ретроспективных. Но этот процесс неодинаков для других качеств: разница между ретроспективной и актуальной самооценками выше по тем качествам, которые осознаются мастерами как наиболее слабо выраженные у них на начальных этапах деятельности (организационно-коммуникативные и дидактические качества).
2. Актуальная самооценка становится все более критичной. Мастера с низким уровнем профессионализма имеют, как правило, завышенную самооценку (по сравнению с экспертной оценкой). Это обусловлено неосознанностью специфики профессии, отсутствием четко представляемого эталона-профессионала. Мастера с высоким уровнем профессионализма, как правило, имеют заниженную самооценку, что обусловлено ориентацией на собственные ценности, эталон-профессионала, с позиций которого мастер оценивает свои прошлые и настоящие достижения.
Информация по педагогике:
Понятие «коммуникативная культура»
Коммуникативная культура – это совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное взаимодействие людей друг с другом, эффективное решение всевозможных задач общения. Рассмотрению общих и частных проблем общения и межличностной коммуникации посвящены исследования Б.Г. Ананьева, Г.М. Андр ...
Психологические проблемы соматически больных детей
Изучение психологических и психических особенностей соматически больных детей остается одним из актуальных направлений отечественной психологии, оно связано с отсутствием положительной динамики в вопросах улучшения здоровья детей. Уже к 2004 году государственные статистические данные показывали сни ...
Организационные этапы математической игры
Для того чтобы провести математическую игру, и ее результаты были бы положительными, необходимо провести ряд последовательных действий по ее организации. К организации математической игры относят ряд этапов. Каждый этап как часть единого целого включает определенную логику действий педагога и учащи ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.