Испытуемые знают названия птиц, наиболее часто в ответах звучат: ворона, воробей, голубь, сорока; однако есть указания и на ласточку, скворца, лебедя, соловья, грача, ястреба. Двое детей из всей группы сказали, что не знают названий птиц.
Причины осеннего отлета птиц не знают 24% детей, остальные дети связывают это главным образом с изменениями погоды: «холодно и снег идет», «зимой холодно», «холодно и есть нечего», «голодные, полетели есть», «там тепло, чтобы жить там хорошо». Некоторые из детей поначалу сказали, что они не слышали о том, что птицы улетают осенью в теплые края, но после просьбы экспериментатора подумать и объяснить это явление дали правильные ответы.
Детям известны и названия рыб, на этот вопрос дали ответы 61% испытуемых. Наиболее часто упоминались щука и акула, но были названы и другие: карась, окунь, бычки, дельфин. Место обитания рыб указали все дети, за исключением одного ребенка. Даже те из испытуемых, которые не помнят названий рыб, уверены, что они живут «в море, в воде, в речке», двое учащихся назвали местом обитания рыб аквариум.
Отличия между птицами и рыбами дети устанавливают по признаку их передвижения: «птица летает, а рыба плавает», «рыбы не летают, а птицы летают», «они плавают, а птицы — нет», «они любят плавать, а птицы рождаются летачими». Некоторые дети указывают на внешние отличия: «у рыб нет крыльев»; 26% учащихся не сумели ответить на вопрос об отличиях птиц и рыб.
Следует отметить, что у испытуемых существуют некоторые фрагментарные представления о насекомых. И хотя лишь 20% испытуемых используют в речи само понятие насекомые, однако их изображения правильно выбрали из серии предметных картинок все дети. Так, 48% детей самостоятельно назвали бабочку, муху, комара, стрекозу. Определяя по картинкам (жук, бабочка, стрекоза, гриб) четвертый лишний предмет, 72% детей сделали это правильно. Часть детей из числа справившихся с заданием не сумели объяснить свои действия, остальные ученики пояснили их следующим образом: «гриб растет на земле, а эти летают», «гриб растение, а не насекомое», «гриб не летает», «эти одни летучки».
Определение времени года по ряду признаков на основе вербального описания показало следующее: зиму узнали 77% , лето — 50%, осень — 39%, весну — 17%. Сходные результаты получены при определении времени года по картине: зиму узнали 88% детей, лето — 61%, осень — 55%, весну— 11%. Распознавание времен года у испытуемых чаще всего связано было с их собственным опытом: они говорили о видах занятий: зимой — «катаются на санках», «играют в хоккей», «лепят снеговиков»; летом — «купаются», «загорают», «едут в лагерь»; осенью — «идут в школу». Значительно реже в ответах детей можно было отметить характеристики, связанные с наблюдениями явлений природы: зима — «снег», «лежит снег», осень —«идут дожди», «листья опадают».
Многие дети испытывали затруднения, отвечая на вопрос о причинах наблюдаемых мых явлений: почему зимой — холодно, летом — жарко, весной — тает снег, а осенью — опадают листья. Умственно отсталые дети (61%) указывали не причину, а следствие того или иного явления: «зимой холодно, потому что выпал снег, мороз, ветер дует». Причину же летней жары 44% испытуемых верно связали с деятельностью солнца: «солнце греет», «солнце выглянуло», «солнце ближе, сильно печет». Возможно, что эта связь им более понятна, так как она эмоционально окрашена. 33% учащихся объясняют таяние снега весной приближением лета: «наступает лето», «лето должно быть, тепло наступает»; у 44% испытуемых осенние изменения — это признак приближающейся зимы: «зима начинается, пора холодам наступать», «наступает зима», «холод настает, деревья не выдерживают холода».
Таким образом, изучение состояния представлений о живом мире у умственно отсталых старших дошкольников позволяет сделать следующие предварительные выводы:
сравнительно более четкими у этих детей являются представления о себе, ближайшем окружении, строении человеческого тела, органах чувств и их функциях, что, по-видимому, объясняется доступностью названных объектов личному практическому опыту; однако эти представления фрагментарны, многие из них отличаются неточностью. Более отчетливо недостаточность знаний об окружающем мире выявляется у детей с выраженными нарушениями интеллектуальной деятельности. Это следует учитывать при организации индивидуальной коррекционной работы;
Информация по педагогике:
Тематическое планирование
Раздел "Тематическое планирование" полностью соответствует содержанию примерной программы по музыке и предлагает два варианта организации учебного материала. Первый вариант обеспечивает достаточную подготовку школьников для продолжения образования на следующих ступенях системы непрерывног ...
Методическая разработка урока
Урок-это основная организационная форма логически законченного, целостного, ограниченного временными рамками отрезка учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, методы, формы организации деятельности ...
Личностные особенности часто болеющих детей
Развитие ребенка в условиях заболеваний влияет на формирование его личности. Понятию "Я" у таких детей соответствует отрицательный образ, они сопровождают его отрицательным по смыслу комментарием, за ним скрывается неприятие себя, недовольство своей внешностью, низкая самооценка. Для сома ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.