Педставления умственно отсталого ребенка о природе

Образование и педагогика » Ознакомление с окружающим умственно отсталых дошкольников » Педставления умственно отсталого ребенка о природе

Страница 1

Ориентация дошкольного учреждения на общечеловече­ские ценности значительно меняет при­оритеты в воспитании, направляя основ­ное внимание на комплексное развитие личности ребенка. Одной из важнейших составляющих этого процесса является осознание ребенком законов окружающе­го мира природы и способах их правиль­ного применения, так как нарушение свя­зей в системе «человек — природа» ведет к утилитарному, безнравственному отно­шению не только к среде обитания, но и к обществу в целом.

Миропонимание формируется на ос­нове приобретенных знаний об окружаю­щей действительности и, являясь состав­ной частью мировоззрения человека, вы­ражает отношение человека или общества к природе. Вследствие этого в процессе изучения окружающего мира необходимо учитывать, в первую очередь, воспитатель­ную функцию.

Миропонимание человека формирует­ся постепенно, в процессе его жизни и обучения, в соответствии с теми взгляда­ми, которые присущи обществу на дан­ном этапе его развития. Складывающая­ся картина мира отражает уровень пред­ставлений людей о мире природы, их ок­ружающей, степень понимания законов ее развития, процессов взаимодействия человека и природы. В таком обществе, где господствует представление об анта­гонистических отношениях человека и природы, о необходимости покорения природы, подчинения ее человеку и его потребностям, складывается и соответст­вующий тип поведения человека, который и формируется в процессе воспита­ния и обучения.

В настоящее время идет процесс пере­осмысления понимания человеком окру­жающего мира и его отношения к нему. Нарастающее число экологических ката­строф, исчезновение многих видов живот­ных и растений, загрязнение окружаю­щей среды и ухудшение условий сущест­вования в ней привели к пониманию того, что любое целенаправленное воздействие человека на природу имеет помимо ожи­даемых положительных результатов еще ряд неожиданных, иногда отдаленных во времени от самого воздействия, но край­не тревожных и опасных. Идея покорения природы, заявленная на рубежеXIX — XX вв., подчинения ее человеку, постепенно ус­тупает место пониманию взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, что, в свою очередь, находит отражение и в системе образования и воспитания. Со­здаются новые программы, отражающие эту эволюцию взглядов и учитывающие новые подходы, т.е. начат этап формиро­вания иного мышления и на его основе иного миропонимания.

Современная олигофренопедагогика уделяет значительное внимание формированию природоведческих зна­ний, соответствующих современному уровню представлений о природе. Усвое­ние детьми систематических и последо­вательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях стано­вится обязательным компонентом обра­зования и воспитания детей, так как зало­женные на их основе первичные пред­ставления о среде обитания человека по­зволят в дальнейшем обучении формиро­вать правильное и гуманное мировоззре­ние, создадут необходимые условия для успешного усвоения в дальнейшем в школе всего цикла приро­доведческих дисциплин.

Естественно, что при обсуждении про­блем коррекционного развития умствен­но отсталых детей возникает вопрос о воз­можности формирования их миропони­мания, которое бы соответствовало уров­ню современных представлений об окру­жающем мире.

Развитие представления о целостности картины мира имеет ряд этапов (как и любой процесс развития), одним из кото­рых является наличие предпосылок для начала этого процесса. В данном случае возникает проблема изучения состояния у умственно отсталых учащихся, элемен­тарных представлений об окружающем мире, складывающихся в непосредствен­ном житейском опыте, а также в ходе их дошкольного обучения.

Как отмечается в работах В.В. Давыдо­ва, исторически сложившиеся в обще­стве понятия обыкновенно существуют в формах деятельности человека и в ее ре­зультатах—в целесообразно созданных предметах. Отдельные люди (и прежде всего дети) принимают и осваивают их раньше, чем научатся действовать с их частными эмпирическими проявлениями. Индивид не имеет перед собой некоторую неосвоенную природу, оперируя с которой он должен образовы­вать понятия, — они уже задаются ему как кристаллизованный и идеализирован­ный, исторически сложившийся опыт людей. Следует предположить, что такой опыт усвоения исторически сложивших­ся понятий существует и у детей, имею­щих интеллектуальные нарушения, хотя и менее систематизированный и полный, чем у их нормально развивающихся сверстников.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Социально-психологический и морально этический аспекты экранной культуры современного подростка
Каждый период жизни ставит перед человеком сложные задачи развития, требующие для своего решения новых навыков и иного отношения. Подрастающее поколение неизбежно сталкивается с двумя главными задачами. Это достижение некоторой автономии от родителей и формирование идентичности, создание целостного ...

Дидактико-методические основы обучения чтению иноязычных текстов
Знакомством культурой страны изучаемого языка было одной из главных задач еще со времен античности. Преподавание классических языков, как и трактовка религиозных текстов, не мыслится без культуроведческого комментирования. Временный государственный образовательный стандарт в число целей обучения ин ...

Обучение решению задач-головоломок детей дошкольного возраста
В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались с разных позиций. В начале нашего столетия, когда не было специальных работ, направленных на раскрытие вопросов методики обучения дошкольников математик ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru