Педставления умственно отсталого ребенка о природе

Образование и педагогика » Ознакомление с окружающим умственно отсталых дошкольников » Педставления умственно отсталого ребенка о природе

Страница 2

С целью изучения состояния представ­лений о живом и неживом мире у умст­венно отсталых старших дошкольников было проведено психолого-педагогическое ис­следование. Экспериментом было охваче­но 48 детей Москвы. Исследование проводилось в трех направлениях, кото­рые в совокупности образуют содержание природоведческих знаний:

1)представления детей о себе, о строе­нии человеческого тела, органах чувств и ближайшем окружении;

2)представления об объектах живой природы: растениях, диких и до­машних животных, птицах, рыбах, насе­комых;

3)представления о сезонных изменениях в природе, их причинах.

Анализ первичных данных показал, что все дети (100%) знают свое имя и фами­лию, 77% — свой возраст, 66% испытуе­мых назвали точный домашний адрес. Те, кто не знал точного адреса, смогли объяснить, каким путем они добираются до дома, называли улицу, район, где жи­вут.

Дети знали состав своей семьи, называ­ли имена родителей и других родствен­ников, лишь один ребенок не смог на­звать профессии своих родителей.

При определении частей тела человека по рисунку правильно назвали голову, ру­ки, ноги, туловище (тело) 88% детей, 12% — определили голову как «волосы», а туловище не назвали вообще. Все дети безошибочно указали на такие части тела, как глаза, уши, язык, верно определили назначение глаза и уха. Функцию языка как органа речи понимают 60% испытуе­мых («чтобы говорить»), другие (40%) — определили его назначение таким обра­зом — «чтобы есть». Из общего числа об­следованных 87% сумели привести примеры вкусовых ощущений, т.е. правильно назвали то, что может быть сладким (кон­феты, мороженое, арбуз), соленым (соль, огурец), кислым (лимон, молоко); верно определили то, что может быть холодным (вода, мороженое), горячим (вода, суп, чай). Любопытно, что многие дети (70%) как пример горячего и холодного назвали воду, т.е. по опыту им известно, что вода может быть в разных температурных со­стояниях.

Вопросы, связанные пред­ставлениями об объектах живой природы, вызывают большие затруднения, однако нельзя говорить о том, что таковые представления вообще отсутствуют. Так, 94% детей правильно определили деревья, кусты, травы, цветы как растения, а также выбрали их изобра­жения из серии предметных картинок, однако не смогли объяснить, почему они считают их растениями. 20% учащихся вообще отказались от попытки объясне­ния своего ответа, в 80% случаев прозву­чали следующие суждения: «потому что растут», «у них палки толстые и тонкие, они качаются», «у них нет лица». Все дети называют те или иные фрукты; как правило, это «апельсины, бананы, виног­рад, ананас», реже упоминаются «яблоко, груша»; из овощей были названы «кар­тошка, капуста, морковь, огурец, поми­дор». Лишь 6 из опрошенных детей сме­шивают эти понятия, называя в ряду фруктов овощи и наоборот. Просьба объ­яснить, как они определили, что это фрукты, вызвала большие затруднения: 33% испытуемых ответили, что они не знают этого, у 50% —это объяснение связано с практическим опытом («их едят», «ходил в магазин и видел», «хожу на базар»), лишь 17% детей выделили неко­торые признаки («это сладкое», «растут на деревьях»). Имеют представление о том, где растут овощи («на грядке», «в огоро­де»), 72% детей.

Всем детям известны названия тех или иных животных, были перечислены: со­бака, кошка, медведь, лиса, волк, заяц, лев, тигр, корова, коза, свинья, крокодил, кенгуру, бегемот, ослик (в данном переч­не слова расположены в порядке частоты из называния). Все испытуемые называ­ют собаку и кошку, так как эти животные наиболее им известны. В ответах на воп­рос о том, где живут те или иные живот­ные, ошибок не было: «собаки живут до­ма, в будке», «кошки в доме, на даче», дру­гие звери «в лесу, в болоте, бегают по по­лю». Различение домашних и диких жи­вотных вызвало трудности: 16% детей не смогли назвать домашних животных, 36% - диких. Понимание самого опреде­ления домашние также затруднено, были получены такие ответы: «живут около че­ловека», «живут дома», «живут у людей», «защищают людей»; были получены и такие ответы (16%), в которых очевидно от­сутствие смыслового определения поня­тия домашние, дикие. Приведем примеры: «потому, что животные», «тоже хотят жить», «бегают лапками». Следует указать на то, что определение дикие ассоцииру­ется у детей с какой-то опасностью, исхо­дящей от этих животных: «их нельзя тро­гать», «они набрасываются», «съедают», «бодаются», «плохие». Такие варианты от­ветов, как: «они в клетке», «они в лесу», «бегают по лугу, их не поймать», выража­ют скорее ситуацию, в которой дети на­блюдали диких животных или представ­ляли их по каким-то рассказам.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Порядок проведения ЕНТ
ЕНТ проводится по четырем предметам: трем обязательным - казахс­кий или русский язык (язык обучения), математика, исто­рия Казахстана и одному из предметов по выбору, который является профильным для подступления в вузы в Сузы на ту или иную специальность. Единое национальное тестирование проводится ...

Площадь треугольника
Существует несколько формул для вычисления площади треугольника. Рассмотрим те, что изучаются в школе. Первая формула вытекает из формулы площади параллелограмма и предлагается учащимся в виде теоремы: площадь треугольника равна половине произведения его основания на высоту. Доказательство: пусть S ...

Выявления уровня развития исследовательской деятельности у дошкольников
Цель: определить уровень развития исследовательской деятельности старших дошкольников после проведения эксперимента. Условия: детям предлагаются задания, используемые в констатирующем эксперименте. Задания выполняются индивидуально. Методы: наблюдения, анализ деятельности, метод математической обра ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru