Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся — индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению .
Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров).
Таблица 3. Системы действий преподавателя и студентов на разных стадиях работы над проектом
Стадии |
Деятельность педагога |
Деятельность студентов |
1. Разработка проектного задания | ||
1.1. Выбор темы проекта |
Педагог отбирает возможные темы и предлагает их обучающимся |
Обучающиеся обсуждают и принимают общее решение по теме |
Педагог предлагает обучащимся совместно отобрать тему проекта |
Группа обучающихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает группе для обсуждения | |
Педагог участвует в обсуждении тем, предложенных обучающимися |
Обучающиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают группе для обсуждения | |
1.2. Выделение подтем и тем проекта |
Педагог предварительно вычленяет подтемы и предлагает обучающимся для выбора |
Каждый студент выбирает себе подтему или предлагает новую |
Педагог принимает участие в обсуждении с обучающимися подтем проекта |
Обучающиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый студент выбирает одну из них для себя | |
1.3. Формирование творческих групп |
Педагог проводит организационную работу по объединению студентов, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности |
Обучающиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды |
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы |
Если проект объемный, то педагог заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу |
Отдельные обучающиеся старших и средних групп принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом |
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности |
Педагог принимает участие в обсуждении |
Обучающиеся в группах, а затем в группе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д. |
2. Разработка проекта |
Педагог консультирует, координирует работу обучающихся, стимулирует их деятельность |
Обучающиеся осуществляют поисковую деятельность |
3. Оформление результатов |
Педагог консультирует, координирует работу обучающихся, стимулирует их деятельность |
Обучающиеся вначале по группам, в потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами |
4. Презентация |
Педагог организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов студентов старших групп или параллельную группу, родителей и др). |
Докладывают о результатах своей работы |
5. Рефлексия |
Оценивает свою деятельность по качеству оценок и. активности обучающихся |
Подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу |
Информация по педагогике:
Диагностика творческого
развития детей младшего школьного возраста
Изучить проблему организационно-педагогических условий стимулирования творческого развития детей младшего школьного возраста средствами танцевального искусства, как на этапе констатирующего эксперимента, так и на этапе формирующего эксперимента стало возможным с помощью двух авторских методик: Мето ...
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы по математике
Работа состоит из трех модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». В модули «Алгебра» и «Геометрия» входит две части, соответствующие проверке на базовом и повышенном уровнях, в модуль «Реальная математика» - одна часть, соответствующая проверке на базовом уровне. При проверке базовой м ...
Обоснование выбора программы и методики экспериментального исследования
В своей экспериментально-исследовательской работе мы остановились на методе предметного моделирования, а именно на степени развития математических представлений у дошкольников. Цель: Выявить степень сформированности математических представлений у дошкольников. Задачи:1. Разработать программу исслед ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.