Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности обучающегося. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого учащегося и группы в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования и развития мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе развитие является целенаправленным, если педагог сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены. Организуя формирование и развитие мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания. Развитие неверно понимать как "перекладывание" преподавателем в голову студентов готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На самом деле формирование и развитие мотивов учения - это создание в учебном заведении условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их обучающимся и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Преподаватель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера обучающихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.
Проблема формирования и развития устойчивой мотивации учения в последние годы интенсивно разрабатывается и изучается А.К.Марковой, Т.А. Матис, Л.К. Золотых, До Монг Туаном, Деметр Каталин, Нгуен Ке Хао, Т.А.Пушкиной, Т.А. Лях. В работах Л.И. Земцовой выявлены закономерные связи и зависимости различных сторон учебно-воспитательного процесса и характера и особенностей мотивации учения, формируемой у обучающихся в этом процессе.
Изучение и развитие мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме - с другой.
Объективность изучения, формирования и развития мотивации обучающихся достигается тем, что при этом педагогу надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и методических приемов. Планирование педагогом процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения обучающегося.
В работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и их сотрудников изучалось влияние содержания обучения на развитие интереса к учению и учебно-познавательных мотивов. Ш.А. Амонашвили, А.В. Петровский и многие другие ученые исследовали влияние личностных особенностей учителя на мотивацию к учению учащихся. Х.Й. Лийметс, И.С. Якиманская и другие рассматривали особенности формирования учебно-познавательных мотивов в связи с индивидуальной и групповой формами организации работы учащихся в процессе урока. В зарубежной психологии различные аспекты влияния мотивации на характер усвоения обсуждаются в работах А. Адлера, К. Левина, А. Маслоу, Э. Торндайка, 3. Фрейда, X. Хекхаузена и других психологов. Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Г.И. Щукина и другие педагоги изучали условия формирования познавательной активности школьников на уроке. В XX веке изучением проблемы формирования и развития учебной мотивации занимались следующие ученые: Е.П. Ильин, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, A.M. Матюшкин, М.П. Осипова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина; в последнее десятилетие: М.С. Валунов, О.В. Канарская, А.К. Осин, В.Н. Тарасов, И.А. Уманская и др.
Формировать учебные мотивы - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося.
В настоящее время ведется поиск современных педагогических методов, приемов и средств стимулирования и развития учебной мотивации.
Для достижения образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, в учреждениях СПО необходимо использовать современные педагогические средства обучения.
К современным средствам обучения относятся:
• традиционные средства обучения (на печатной и непечатной основах, а также оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и практических действий);
• инновационные средства обучения (функционирующие на базе цифровых технологий).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что современные педагогические средства – это новообразования XXI века, способные сформировать устойчивые учебные мотивы у обучающихся и активно использующиеся в учебном процессе в наши дни.
На основании анализа философской, психолого-педагогической литературы нами была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием между необходимостью и потребностью в формировании учебных мотивов обучающихся на основе использования современных педагогических средств обучения, с одной стороны, и не использованием в полной мере возможностей современных педагогических средств обучения в образовательных учреждениях, с другой стороны. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в современных условиях послужили необходимым основанием для выбора темы исследования: "Использование современных педагогических средств для формирования учебных мотивов студентов учреждения СПО в процессе изучения специальных дисциплин"
Цель исследования: формирование учебных мотивов обучающихся с помощью использования современных педагогических средств.
Объект исследования: учебные мотивы обучающихся.
Предмет исследования: современные педагогические средства обучения и их влияние на формирование учебной мотивации обучающихся. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что обучение с использованием современных педагогических средств обучения будет способствовать формированию учебной мотивации обучающихся, если
1) современные педагогические средства будут использоваться в комплексе с ориентацией на цели и задачи каждого урока, содержание изучаемой темы (предмета), и логике приводимых занятий и мероприятий;
2) педагог систематично ставит на уроке такую цель, как формирование учебных мотивов студентов;
3) педагог будет учитывать индивидуальные особенности обучающихся, степень развитости их наглядно-образного мышления, владение мыслительными операциями и т.д.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить психолого-педагогические аспекты повышения учебной мотивации студентов через современные педагогические средства;
3. Изучить особенности использования современных педагогических средств в системе УСПО в процессе преподавания специальных дисциплин;
4. Проверить экспериментально влияние современных педагогических средств на развитие мотивации студентов СПО в процессе изучения специальных дисциплин.
Теоретико-методологическая основой исследования являются личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке специалиста (В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, В.Т. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.В. Панюкова, С.Л. Рубинштейн и др.), теории системного подхода и преемственности обучения (С.И. Архангельский, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Кустов и др.), концепции сущности и моделирования педагогического процесса (Ю.А. Бабанский, В.И. Беспалько, В.В. Краевский, Б.Т. Лихачев и др.), принципы и основы формирования, содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н Скаткин, П.А. Юцявичене); теорию профессионального образования (Н.Е. Астафьева, С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Н.П. Бахарев, А.Л. Денисова и др.); теорию развития мотивации учения (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Ж. Пиаже и др.).
Существенное значение имели положения о принципиальных основах формирования содержания образования (В.В. Краевский, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, П.А. Юцявичене); принципы дидактики и методики профессионального образования (С.И. Архангельский, С.Я. Батышев, А.П. Беляева, И. Блауберг, С.Я. Загвязинский, B.C. Леднев И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.); положения; компетентностного подхода в образовании (В.А. Болотов, Т.В. Иванова, Е.Я. Коган, Г.Н. Подчалимова, Б.Д.Эльконин и др.); основы, проектирования систем непрерывной профессиональной подготовки специалистов различного профиля (Б.С. Гершунский; В.А. Ермоленко; Т.В. Ефремцева, З.Д. Жуковская, Е.С. Заир-Бек, Е.С. Казакова,. Н.В. Молоткова, В.Я. Родионов и др.)
Для достижения цели, решения задач исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: общетеоретические методы, познания (анализ, синтез, аналогия, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, систематизация, типизация, моделирование и др.); эмпирические методы (анкетирование, беседа, тестирование, опрос, педагогический эксперимент и др.); диагностические: методы (тестирование, обобщение независимых характеристик, экспертных оценок); праксиметрические методы (анализ документов и литературных источников, анализ результатов деятельности); экспериментальные методы; методы статистической обработки данных.
Информация по педагогике:
Возможности игровой деятельности, как средства коррекционно-педагогической
работы
Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического стро ...
Главные
соединения ванадия
Ванадий образует соединения, проявляя степени окисления от +2 до +5, при этом наиболее стойки и типичны соединения, в которых он проявляет высшую степень окисления. С увеличением степени окисления ванадия усиливаются кислотные свойства его оксидов, а также их химическая стойкость. Монооксид ванадия ...
Условия формирования исследовательской деятельности
Создание условий для исследовательской деятельности детей в условиях личностно-ориетированного образования представляется как задание определенной программы действий ребенка по поиску способов для достижения целей. При этом постановка проблемы может задаваться педагогом, а ее решения предлагаться р ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.