Для развития динамических представлений необходим достаточно высокий уровень восприятия, направленного на выявление и отражение разнообразных свойств и качеств развивающихся объектов. Восприятие рассматривается как познавательный процесс, который ориентирует ребенка в поиске признаков, воздействующих на его анализаторы, способствует присвоению общественно выработанных эталонов.
В процессе формирования динамических представлений главным является умение детей рассматривать изменяющийся предмет или явление, выделять многообразие его свойств и особенностей: размер, форму, окраску, пропорции отдельных предметов, новообразований.
За определенный временной промежуток у интенсивно растущего организма заметно меняется облик: увеличивается размер, появляются новообразования (дополнительные ветви, листья, цветы у растений; перья, шерсть, рога - у молодняка ряда птиц и млекопитающих), изменяются форма, окраска некоторых органов, Каждому живому существу характерны свои морфологические изменения; они являются показателями его функционального развития и состояния, позволяют определить действие окружающее среды на организм.
Используя природный мир для совершенствования восприятия у детей, необходимо учитывать огромное многообразие форм, красок, звуков, признаков, размеров и других качеств, присущих объектам и явлениям природы. Для выделения этих признаков необходимо иметь достаточно развитое анализирующее восприятие.
Необходим также высокий уровень сформированности наглядно-образного мышления, так как выявление степени и характера изменений в объекте и формирование обобщенного представления о нем требуют сопоставления образов этого объекта, полученных в разное время.
Развитие наглядно-образного мышления дошкольника обеспечивается комплексом средств:
а) использование обобщенной схемы анализа, позволяющей последовательно определять свойства объекта в целом и его основных частей (такая схема анализа полезна при ознакомлении детей с растущим организмом);
б) использование операторных эталонов - представления о траектории движения объекта или о схеме предстоящих действий. Формирование разнообразных операторных эталонов позволяет детям мысленно производить различные манипуляции с объектом, предвидеть последовательный ход его изменений. Ознакомление с изменениями, происходящими в процессе роста и развития растений и животных, формирование операторных эталонов имеют решающее значение для образного отражения этой области действительности. Специфика таких операторных эталонов вытекает из закономерности изменений;
в) использование моделей и схем, позволяющих обнаружить скрытые связи и свойства объекта. С их помощью ребенок может открыть последовательный ход существенных изменений развивающегося объекта, подойти к обобщению некоторых явлений развития живых существ.
На протяжении дошкольного возраста у детей появляется способность понимать, что рост и развитие живых существ проходят плавно и постепенно. Однако полнота этих представлений на каждом возрастном этапе различна.
Старшие дошкольники способны понимать, как вновь появившееся живое существо (для детей всегда близким и наглядным примером является рождение, рост и развитие домашних животных: котят, хомяков, птичек и др.) достигает взрослого состояния, улавливают повторяемость процесса и цикличность жизненных актов. Таким образом, в дошкольном возрасте складывается тенденция к образованию динамических представлений, отражающих последовательность преобразования живого организма по мере его роста и развития.
Информация по педагогике:
Диагностика уровня сформированности познавательных способностей младших
школьников
Для изучения познавательных способностей детей младшего школьного возраста на базе МАОУ СОШ №12 города Ишима Тюменской области был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «А» и 3 «Б» классов в количестве 22 человека. 3 «А» составил экспериментальную группу, 3 «Б» контрольную ...
Природные и
техногенные ресурсы, свойства, производство и потребление
Немецкий химик Ф. Вёлер, изучая образцы мексиканской свинцовой руды, доказал, что эритроний и ванадий — один и тот же химический элемент. В итоге элемент сохранил название "ванадий", а его первооткрывателями считают двух ученых: А. М. дель Рио и Н. Сефстрёма. Металлический порошок ванадия ...
Организация воспитательного процесса
В программе «Школа 2000…» реализуется гуманистический подход к воспитанию, провозглашающий как наивысшую ценность приоритет свободного развития и самореализации личности ребенка на основе идеалов любви, справедливости, добра и в гармоничном сочетании с ценностями и интересами общества. На этапе нач ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.