Дидактические игры как средство развития экологических знаний о живой природе у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью

Образование и педагогика » Дидактические игры как средство развития экологических знаний о живой природе у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Позиция понимания целесообразности игры в обучении детей дошкольного возраста, вывела исследователей на проблему разработки дидактической игры А.П. Усова, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, Ф.Н. Блехер, Т.С. Комарова, В.А. Аванесова, А.К. Бондаренко, Л.В. Артёмова, Г.Г. Григорьева. В игре ребёнок не только уточняет и закрепляет свои знания, но и вновь эмоционально переживает знакомые явления и жизненные ситуации. В игре возникает потребность ребёнка воздействовать на окружающий его мир.

Использование дидактической игры в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений вызвано, прежде всего, тем, что игра является ведущей деятельностью в этом возрасте. Вместе с тем исследований, направленных на изучение проблемы использования дидактических игр в эколого-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста почти нет.

Знания, приобретённые путём непосредственной игры, направляемой педагогом (то есть дидактической игры), помогает сформировать у ребёнка правильное «миропредставление», включающее его в окружающий мир не как хозяина, а как участника естественного процесса его развития. Актуальность исследования.

Актуальность определяется важностью разработки проблем экологического и эстетического воспитания детей дошкольного возраста и необходимостью использования дидактических игр эколого-эстетического содержания в этом процессе.

Экологическое содержание в образовательной системе детских садов и школ включает взаимоотношения человека и общества, взаимоотношения между людьми и окружающей социальной и природной средой.

Установление разумных взаимоотношений человека и окружающей среды во многом зависит от формирования экологической культуры, несущей в себе эстетический аспект. Эта культура должна влиять на все стороны взаимодействия людей друг с другом и природой.

Проблема человека, его отношения к природе, к другому человеку и самому себе во все времена являлась актуальной. В настоящее время в отечественной олигофренопедагогике разрабатываются пути и методы ознакомления умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста с живой природой с помощью дидактических игр. Значение природы как воспитательного фактора раскрывали в своих трудах Е.А. Стребелева, Ю.А. Разенкова, Г.А. Мишина и др. Совершенствуются содержание, методы и приемы обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.А. Аксенова, М.Н. Перова, Б.Б. Горскин, Е.Н. Соломина, И.М. Яковлева и др. Разрабатываются современные технологии обучения умственно отсталых детей и подростков с олигофренией в степени имбецильности и идиотии Г.В. Цикото, А.Р. Маллер, А.А. Еремина и др.

Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей и даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специфические методы, приемы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения, обязательное включение родителей в педагогический процесс.

Особое внимание при этом необходимо уделить детям дошкольного возраста, так как именно этот возраст является наиболее благоприятным для формирования осознанного эмоционально-положительного отношения к окружающему миру. Дошкольный возрастной период, по признанию педагогов и психологов - это важный этап в развитии психики ребёнка, в котором закладываются основы для формирования новых психических образований.

Поэтому, экологическое воспитание надо начинать с познания красоты природы. Экологическое воспитание должно нести не только научные знания об окружающем мире, но и быть обязательно эстетически окрашено. Это способствует формированию у детей дошкольного возраста художественно-эстетического восприятия окружающего мира.

Наша задача состояла в том, чтобы, опираясь на эмоционально-положительное отношение к красоте окружающего мира, наделить детей необходимыми научными знаниями о природе, дать основы знаний о единстве и разнообразии природы, постоянных изменениях и развитии, о целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, помочь ребёнку сформировать целостное представление об окружающем мире и месте в нём человека, показать двустороннюю связь взаимоотношений человека и природы.

Важнейшим средством осуществления этих положений в работе с детьми являются дидактические игры. Использование дидактической игры в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений вызвано, прежде всего, тем, что игра является ведущей деятельностью в этом возрасте. Вместе с тем исследований, направленных на изучение проблемы использования дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста почти нет. Знания, приобретённые путём непосредственной игры, направляемой педагогом (то есть дидактической игры), помогает сформировать у ребёнка правильное «миропредставление», включающее его в окружающий мир не как хозяина, а как участника естественного процесса его развития. Актуальность исследования.

Тема «Дидактические игры как средство развития экологических знаний о живой природе у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью» является актуальной, так как обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду-первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Объект: объект экологического воспитания знаний о живой природе у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством дидактических игр.

Предмет: :игры как средство развития экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста, влияющих на развитие экологических знаний о живой природе у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью

Цель: Формирование начальных форм экологической культуры детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) раскрыть теоретические аспекты проблемы организации и проведения дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста

2) подобрать и апробировать на практике дидактические игры экологического содержания для развития экологических знаний о живой природе детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Методы:

1) анализ специальной литературы

2) наблюдение за детьми

3) беседы с детьми

4) апробация игр

Практическая значимость: результаты данного исследования могут оказать помощь педагогам в организации работы по развитию экологических знаний и живой природе у умственно-отсталых дошкольников.

Информация по педагогике:

Организация режима дня
По своей структуре суточный режим для дошкольников имеет много общего с режи­мом для детей третьего года жизни: единые принципы построения режима, учет возрастных особенностей детей, ритмичность проведения режимных моментов, одноразовый дневной сон, 4-разовое кормление, игры, занятия, прогулка. В р ...

Методы и формы изучения раздела «Машиноведения»
Мы считаем, что этот перечень методов технологического образования можно расширить. При этом, учитывая интегративность и большой объем информации, основной акцент в технологическом образовании должен быть сделан на использовании творческих, активных и комплексных методов, которые представлены на ни ...

Виды и формы досуговой деятельности детей младшего школьного возраста
Досуговые программы создаются как для воспитанников, обучающихся в учреждении дополнительного образования на постоянной основе, так и для детей, посещающих учреждение эпизодически или посетивших его только однажды. Досуговая программа может быть организованна как массовый детский праздник, может но ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru