Знакомство с множествами и операциями над ними имеет важное значение для дальнейшего изучения многих вопросов школьной программы по математике и вместе с тем способствует интенсивному развитию мыслительных операций и речи учащихся: дети постоянно должны сравнивать объекты, выявлять в них сходства и различия, классифицировать, строить обобщения, выражать в речи и обосновывать наблюдаемые свойства и отношения.
Изучение множеств подготовлено изучением в 1 классе свойств совокупностей предметов и действий с ними. Этот материал здесь как бы повторяется на новом, более высоком уровне.
В науке и повседневной жизни часто приходится рассматривать совокупности некоторых объектов как единое целое: армия, флот, бригада, класс, род и вид животных, коллекция и т.д. Для математического описания таких совокупностей и было введено понятие множества. Можно говорить о множестве книг в библиотеке, множестве зрителей в кинотеатре, множестве точек прямой, множестве кругов на плоскости, множестве решений уравнения, множестве хищных животных, множестве парнокопытных, ластоногих и т.д. Таким образом, термин «множество», в отличие от всех других слов, выражающих идею объединения объектов (сервиз, табун, эскадра, стая, команда, батальон и т.д.), может применяться к объектам любой природы, объекты, собранные в множество, называют элементами множества.
В качестве методических рекомендаций представляем разработку урока математики в 3 классе по теме «Множества». Основная цель данных разработок: представить, опираясь на опыт практического преподавания в начальной школе, возможную структуру урока и условия его организации, позволяющей реализовать технологию деятельного метода. Обучение ведется с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.
Урок 1
Тема урока: Множество и его элементы.
Цель урока: познакомить с понятием «множество» и его элементами.
Задачи урока:
-учить находить элементы определенных множеств в повседневной жизни;
-повторить приемы решения задач, уравнений, название компонентов Действий сложения и вычитания;
-формировать вычислительные навыки при решении выражений на порядок действий.
Ход урока
1. Организационный момент
О математика, гордись собой!
Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой.
В веках овеяна ты славой,
Светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил.
Строга, логична, величава,
Стройна в полете, как стрела,
Твоя немеркнущая слава
В веках бессмертье обрела.
- Мы с вами открываем новый учебник, который поможет нам продолжить путешествие по стране Математика. Нас ждут новые открытия, увлекательные задания, сложные задачи, равенства и неравенства, множества, действия над многозначными числами.
- Какое новое понятие вам встретилось? (Множества?)
- Давайте вместе подумаем над тем, что же такое множество.
2. Постановка цели урока
- Сколько цифр вы знаете? Назовите их.
- А сколько чисел можно составить из этих цифр? (Очень много, множество.)
- А сколько чисел мы сможем назвать хором за одну минуту, начиная с единицы?
Дети называют числа, учитель засекает время.
- А можем мы перечислить все числа за урок? (Нет, их очень много.)
- Вместо слов «очень много» какое одно слово можно сказать? (множество).
- Множество - это тема нашего урока.
3. Знакомство с новым материалом
В толковом словаре русского языка СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается следующее определение слова «множество»:
1) Очень большое количество, число чего-нибудь, например, людей.
2) В математике совокупность элементов, объединенных по какому-нибудь признаку.
- Какие бы вы привели примеры множеств, встречающихся в жизни? А в математике?
- По какому признаку объединены предметы в вашем множестве?
Упражнение №1
Придумай название для предметов и животных, собранных вместе.
Знакомство с определением данным автором в учебнике.
Что объединяет множество, о котором можно сказать «хор»? (множество людей (птиц)поющих вместе.)
- Каждого певца этого хора мы представляем как элемент этого множества.
- Назовите элементы остальных множеств.
Информация по педагогике:
Характеристика стилей межличностного общения. Педагогическое общение
Индивидуальное своеобразие педагога, его неповторимость определяют стилевые особенности деятельности, которые связываются с конкретными способами ее осуществления. Каждый педагог склонен максимально использовать свои индивидуальные особенности, обеспечивающие успех в деятельности, и преодолевать те ...
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысло ...
Разработка методики технологии обработки плечевого изделия при изучении
раздела «Технология обработки ткани»
При изучении раздела «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов» учителю необходимо постоянно уделять внимание экологическим вопросам, формировать у учащихся систему экологических знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их раз ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.