Из сказанного следует, что в процессе обучения необходим учёт познавательных интересов как с целью повышения мотивации активной работы, так и с целью углубления имеющихся интересов и формирования новых.
Что касается уровня развития познавательных интересов, то элементарный уровень характеризуется тягой к фактологии, описанию конкретных явлений, к действиям по образцу. Более высоким уровнем является интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, к закономерностям, к самостоятельному отысканию их в процессе познавательных действий. Высшим уровнем развития познавательного интереса является творческий, который сопряжён с интересом к глубоким творческим проблемам, к осуществлению деятельности не по проторенным путям, а по своеобразным, особым и по замыслу, и по способам, отыскиваемым самим учеником.
Интересы имеют индивидуальный характер. Это качество содержится уже в самом понятии интереса. Учащиеся различаются не только по качеству интересов, но и по их характеру. По характеру познавательных интересов учащиеся подразделяются на четыре группы: 1) с аморфными интересами; 2) с широкими интересами; 3) со стержневыми интересами; 4) учащиеся, не имеющие интереса к учению. С точки зрения нашей проблемы, очень интересным представляется заключение Г.И. Щукиной о том, что учащиеся различных групп нуждаются в индивидуальном педагогическом воздействии.
Таким образом, существует возможность объединения учащихся в группы по качеству или характеру познавательного интереса. Необходимость такого объединения определяется созданием оптимальных условий для поддержания и развития познавательных интересов, а, следовательно, для успешной учебной деятельности. В этом случае учащиеся дифференцируются по интересу к тому или иному предмету.
Кроме того, в данной группе критериев дифференциации, связанных с мотивацией учащихся, можно также выделить проектируемую профессию. В этом случае осуществляется группировка учащихся по интересу к тому или иному виду деятельности: музыке, живописи, техническому труду и т.д.
Необходимо отметить, что в большинстве случаев интерес к изучению того или иного предмета или к тому или иному виду деятельности совпадает со способностями к изучению этого предмета или к этому виду деятельности. В результате склонности, желания и интересы, объединяясь со способностя-ми, становятся внутренними основаниями для выбора профессии. Так, уча-щийся, имеющий способности к физике, с интересом изучает предмет и свою будущую жизнь связывает с работой в области физики.
Наличие определённой связи между учебными интересами учащихся и их профессиональными намерениями установлено исследованиями психологов. И.С. Кон отмечает, что на этапе профессионального самоопределения, называемом в психологии этапом предварительного выбора профессии и охватывающем весь подростковый и большую часть юношеского возраста, "различные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка…затем с точки зрения его способностей…и, наконец, с точки зрения его системы ценностей…". При этом ценностные аспекты, общественные или личные, как более обобщённые, созревают и осознаются позже, чем интересы и способности. Интерес к предмету стимулирует школьника заниматься им, это развивает его способности; а выявленные способности, повышая успешность деятельности и принося признание окружающих, в свою очередь подкрепляют интерес.
Чем старше школьники, тем чаще совпадают у них профессиональные на-мерения и интересы. Школьники, проявившие интерес и способности к определённым учебным предметам, уверенно выбирают себе профессию. И наоборот, учащиеся, которые не выявили своего интереса к тем или иным предметам, очень затрудняются при выборе профессии и часто её меняют. "Данные педагогических исследований показывают, что у учащихся до VIII класса включительно в ¾ случаев не обнаруживается никакой связи между учебными интересами и познавательными намерениями. В IX классе положение меняется: в ¾ случаев (а в XI классе больше) выбор профессии отчётливо связан с интересом к конкретному учебному предмету. Эта связь может быть прямой и конкретной (учащийся интересуется физикой и хочет стать физиком), а может носить более общий характер (ученик хочет работать в области техники)" .
Информация по педагогике:
Песня. Её роль в
формировании иноязычных речевых навыков
Начнём с того, что комплексное развитие практических, образовательных, развивающих и воспитательных задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и на сферу их личных интересов, склонностей и мотивов. Музыка является одним из самых эффективных способов возд ...
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников
на уроках русского языка
Русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и ...
Учебник математики как источник знаний и средство обучения младших
школьников
Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством образования России для всех школ страны. ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.