Уровень развития способностей как один из основных критериев дифференциации

Образование и педагогика » Психологические основы дифференцированного обучения » Уровень развития способностей как один из основных критериев дифференциации

Страница 3

Таким образом, одним из оснований дифференциации учащихся являются их способности. В соответствии с этим осуществляется дифференциация по способностям и по неспособностям. Возможность дифференциации учащихся по способностям определяется наличием у них разных способностей, а необходимость такой дифференциации определяется задачей создания оптимальных условий для развития способностей. При дифференциации по способностям учащиеся распределяются по группам в зависимости либо от их общих способностей, либо от частных. В первом случае учитывается успеваемость учащихся за предыдущие годы, и они объединяются в классы с высоким средним баллом, менее высоким и т.д. Во втором случае учащиеся объединяются по способности к изучению определённых групп предметов или отдельных предметов.

Цель дифференциации по неспособностям – объединение учащихся, слабо успевающим по тем или иным предметам, в классы, в которых эти предметы либо не изучаются, либо изучаются на пониженном уровне, либо осуществляется программа, предусматривающая выравнивание детей ("классы выравнивания").

4. Учёт уровня развития высших психических функций при дифферен-циации обучения.

Как уже было сказано, на способность к учению (обучаемость) влияют так же особенности психики учащихся: эмоции, черты характера, темперамент, воображение и творчество, а также сенсорную, перцептивную и волевую сферы развития личности учащегося. При этом нужно переходить к рассмотрению способностей в широком смысле, для чего следует уделять огромное внимание, прежде всего, изучению уровня развития высших психических функций учащегося (мышление, внимание, память). Рассмотрим основные психологические аспекты дифференциации, связанные с учётом развития свойств внимания и памяти.

Учебная внимательность – явление довольно сложное. Оно включает три главных компонента: 1) устойчивость внимания как длительность непрерывного психического процесса, необходимого для данного задания; 2) способность произвольно, по определённому алгоритму (предписанию) или по собственному замыслу переключать своё сознание с одного объекта деятельности на другой; 3) стойкость, под которой подразумевается сопротивляемость отвлекающим воздействиям посторонних стимулов.

Следует отметить, что наиболее важным компонентом внимания является его устойчивость, которая и определяет индивидуальные различия в развитии внимания. Главная причина межиндивидуальных различий в отношении устойчивости внимания – неодинаковость уровней мыслительной деятельности. У учеников, отличающихся устойчивым вниманием, мыслительный процесс характеризуется последовательностью, динамизмом, определённой напряженностью (в смысле отсутствия вялости). При таких условиях посторонние ассоциации либо вообще не актуализируются, либо, если и актуализируются, то в самом своём зародыше блокируются, в той или иной степени сознательно подавляются. Кроме того, сказывается присущая таким ученикам привычка к постоянному самоконтролю в мышлении (к так называемой рефлексии). Благодаря этому посторонние ассоциации быстро опознаются и произвольно вытесняются из сознания. С другой стороны, у школьников, чья учебная деятельность характеризуется низкой устойчивостью внимания, описанные факторы развиты недостаточно или вообще отсутствуют. Так, учащиеся, мышление которых лишено чёткости и динамичности, протекает медленно и вяло, склонны к актуализации и удерживанию в сознании большого количества посторонних ассоциаций, бесплодность и вредность которых они часто не осознают. В результате внимание этих детей очень быстро отключается от непосредственной цели учебной работы, затем всё более отдаляется от неё, долго не возвращаясь к своему исходному пункту. Эту особенность внимания таких детей необходимо учитывать при индивидуализации обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Результаты анализа условий в отдельных ДОУ г. Красноярска
На основе результатов первого этапа работы нами были проанализированы площадки ДОУ, которые заявляют у себя наличие интегрированных групп. Объектом второго этапа исследования являются детские дошкольные учреждения, где существует интегрированная группа. Предметом исследования являются условия в учр ...

Педагогические идеи
Дьюи неразрывно связаны с его философско-социальными взглядами. Преданный идеям демократии, болеющий на ее несовершенство, расслоение американского общества, тяготы миллионов простых людей, философ видел в образовании мощное средство развития подлинной демократии. «Единственным фундаментальным инст ...

Н.К. Крупская о советском учителе
Руководствуясь указаниями Коммунистической партии и В. И. Ленина об учителе, Н. К. Крупская писала, что профессия учителя у нас не только почетна, но это одна из «наиболее захватывающих» профессий. Хотя Крупская, занятая большой государственной работой, не могла продолжать свою практическую педагог ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru