В настоящее время существует множество принципов управления, отражающих совокупные требования законов и соответствующих разным парадигмам, сферам, условиям и уровням управления. Как отметил А.Файоль, «дело не в недостатке или избытке принципов, а в том, что надо уметь ими оперировать». Выделяют общие принципы управления, которые являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления – законами управления – и управленческой практикой.
Общие принципы управления - это правила, которыми руководствуются при управлении объектами различной отраслевой принадлежности или специфики, т.е. они присущи всем системам управления, поэтому называются общими. Эта группа принципов отражает требования, предъявляемые к системам управления и в целом к управленческой деятельности.
В научной литературе можно обнаружить большой перечень общих принципов управления. Например, к ним принято относить следующие: принцип демократического централизма, единства политического и хозяйственного руководства, планового ведения хозяйства, материального и морального стимулирования, научности управления, ответственности, правильного подбора и расстановки кадров. Также выделяют: принцип обратной связи, принцип преобразования информации, принцип целенаправленности, принцип перспективности, принцип оптимальности.
Ведущий принцип – сочетание централизации и децентрализации управления. Централизация предполагает концентрирование полномочий в высших органах управления организаций. Децентрализация — это передача полномочий руководителя организации низовым уровням. Эти процессы должны сочетаться оптимально, в зависимости от условий.
Принцип единоначалия и коллегиальности в управлении, который означает, что каждый работник отвечает за свой участок работы и за принятие на своем уровне решения. Всю полноту ответственности несет одно лицо – директор, который привлекает к выработке управленческих решений руководителей разного уровня и конкретных исполнителей. Этим достигается большая объективность и обоснованность принимаемых решений.
Принцип научной обоснованности, означающий, что управление должно осуществляться на научной основе.
Принцип плановости, означающий, что деятельность организации должна планироваться. Предполагает сознательное и целенаправленное управленческое воздействие на организацию с учетом методологии системного подхода в управлении.
Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, при котором каждый работник несет ответственность только в рамках установленных ему полномочий, т.к. нет полномочий (т.е. прав) без ответственности, и наоборот.
Принцип демократизации управления исходит из того, что на современном уровне исполнители обладают высоким профессионализмом, образованием, квалификацией и культурой. Привлечение персонала к управлению усиливает рассматриваемый принцип.
Принцип иерархичности организационной структуры и обратной связи. Предусматривает формирование (трансформацию) организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.
Мотивирование и стимулирование труда. Предполагает создание условий, стимулирующих труд работника, способствующих удовлетворению его потребностей. Это один из основополагающих принципов менеджмента.
Кроме того, наряду с общими принципами, следует учитывать необходимость выделения частных принципов, соблюдение которых позволяет регулировать отдельные управленческие процессы и стороны управления с учетом специфики и характера деятельности организации, отраслевой специфики. Например, выделяют принципы:
- планирования (научность, комплексность, реальность, целенаправленность, конкретность, экономичность и др.);
- контроля (систематичность, объективность, эффективность и т.п.);
- в производстве, социальной сфере, культуре, образовании и т.п., например, в управлении образовательной деятельностью приоритетны:
- образовательные задачи (перед другими);
- гуманизация образовательной деятельности;
- самосовершенствование;
- социальная справедливость;
- индивидуальный подход;
- взаимодействие обучаемых и обучающих и другие.
Информация по педагогике:
Культурно-досуговые учреждения и их возможности в творческом развитии
школьников
С 1992 года в Российской Федерации осуществляется процесс эволюционного преобразования внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образованию детей. В системе образования России развивается подсистема дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образова ...
Образовательное учреждение как объект
управления
Последнее десятилетие ХХ в. и начало ХХI являются периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, обеспечивающих повышение качества общего образования. Поиск новых моделей управления образовательными системами обусловлен изменениями в социально-экономической жизни страны (переход к экономик ...
О проблемах социализации воспитанников школ-интернатов
Наиболее тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребенка. В условиях интерната у ребенка снижается общий психологический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, развивается чувство тревоги и неуверенности в себе. Исчезает заинтересованное отношение к миру, ухудшается эмоци ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.