Принципы управления

Страница 2

В настоящее время существует множество принципов управления, отражающих совокупные требования законов и соответствующих разным парадигмам, сферам, условиям и уровням управления. Как отметил А.Файоль, «дело не в недостатке или избытке принципов, а в том, что надо уметь ими оперировать». Выделяют общие принципы управления, которые являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления – законами управления – и управленческой практикой.

Общие принципы управления - это правила, которыми руководствуются при управлении объектами различной отраслевой принадлежности или специфики, т.е. они присущи всем системам управления, поэтому называются общими. Эта группа принципов отражает требования, предъявляемые к системам управления и в целом к управленческой деятельности.

В научной литературе можно обнаружить большой перечень общих принципов управления. Например, к ним принято относить следующие: принцип демократического централизма, единства политического и хозяйственного руководства, планового ведения хозяйства, материального и морального стимулирования, научности управления, ответственности, правильного подбора и расстановки кадров. Также выделяют: принцип обратной связи, принцип преобразования информации, принцип целенаправленности, принцип перспективности, принцип оптимальности.

Ведущий принцип – сочетание централизации и децентрализации управления. Централизация предполагает концентрирование полномочий в высших органах управления организаций. Децентрализация — это передача полномочий руководителя организации низовым уровням. Эти процессы должны сочетаться оптимально, в зависимости от условий.

Принцип единоначалия и коллегиальности в управлении, который означает, что каждый работник отвечает за свой участок работы и за принятие на своем уровне решения. Всю полноту ответственности несет одно лицо – директор, который привлекает к выработке управленческих решений руководителей разного уровня и конкретных исполнителей. Этим достигается большая объективность и обоснованность принимаемых решений.

Принцип научной обоснованности, означающий, что управление должно осуществляться на научной основе.

Принцип плановости, означающий, что деятельность организации должна планироваться. Предполагает сознательное и целенаправленное управленческое воздействие на организацию с учетом методологии системного подхода в управлении.

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, при котором каждый работник несет ответственность только в рамках установленных ему полномочий, т.к. нет полномочий (т.е. прав) без ответственности, и наоборот.

Принцип демократизации управления исходит из того, что на современном уровне исполнители обладают высоким профессионализмом, образованием, квалификацией и культурой. Привлечение персонала к управлению усиливает рассматриваемый принцип.

Принцип иерархичности организационной структуры и обратной связи. Предусматривает формирование (трансформацию) организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.

Мотивирование и стимулирование труда. Предполагает создание условий, стимулирующих труд работника, способствующих удовлетворению его потребностей. Это один из основополагающих принципов менеджмента.

Кроме того, наряду с общими принципами, следует учитывать необходимость выделения частных принципов, соблюдение которых позволяет регулировать отдельные управленческие процессы и стороны управления с учетом специфики и характера деятельности организации, отраслевой специфики. Например, выделяют принципы:

- планирования (научность, комплексность, реальность, целенаправленность, конкретность, экономичность и др.);

- контроля (систематичность, объективность, эффективность и т.п.);

- в производстве, социальной сфере, культуре, образовании и т.п., например, в управлении образовательной деятельностью приоритетны:

- образовательные задачи (перед другими);

- гуманизация образовательной деятельности;

- самосовершенствование;

- социальная справедливость;

- индивидуальный подход;

- взаимодействие обучаемых и обучающих и другие.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Проблема экологизации химического образования в тематическом планировании VIII–XI классов
В процессе обучения химии в VIII–IX классах важно рассматривать проблемы защиты окружающей среды от химического загрязнения. В основу экологизации положены представления о взаимосвязи состава, строения, свойств и биологической функции веществ, их двойственной роли в живой природе; биологической вза ...

Основные виды учебной деятельности школьников
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыке во всем многообразии ее видов, жанров и форм. Пение. Самовыражение ребенка в пении ...

Педагогические условия использования игрового занимательного материала на занятиях математики в начальной школе
Перед тем, как подбирать задания и всевозможные игры для применения на занятиях, мы выявили, какие умения лежат в основе сложения и вычитания в пределах 10: последовательность чисел в отрезке от 1 до 10 нумерация толк числа отношения «огромнее», «поменьше» состав числа Все эти умения нужны для созн ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru