Законы и принципы внутришкольного управления

Страница 2

Опора на эту закономерность обязательно требует такого стиля управления, который в условиях школы должен выражаться в создании постоянной ситуации, когда все или почт все учителя, а там где это возможно, и учащиеся, будут принимать активное участие в решении проблем, возникающих в школе в ходе их деятельности. Но гуманистичность и демократичность управлением школой могут быть обеспечены лишь при условии его высокого аналитического уровня.

Принципы являются конкретным проявлением и отражением закономерностей внутришкольного управления. Традиционная классификация объединяет следующие организационные принципы управления в образовании:

- принцип оптимального соотношения централизации и децентрализации;

- принцип демократизации и гуманизации;

- принцип единства коллегиальности и единоначалия;

- принцип рационального сочетания прав, обязанностей, ответственности;

- принцип конкретного целеполагания;

- принцип целенаправленности;

- принцип кооперации и разделения труда;

- принцип функционального подхода.

Директора школ при выполнении своих управленческих функций должен руководствоваться, по крайне мере, следующими принципами.

Принцип демократизации и гуманизации управления предполагает развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся, родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений: выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров – проявление демократических начал в управлении.

Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. На утверждение демократизации в школе способствуют регулярные отчеты администрации, совета школы перед общешкольным коллективом и общественностью, предоставление возможности для учителей и учащихся принимать участие в их обсуждении и высказывать свою точку зрения по вопросам школьной жизни.

Управление школой предполагает сотрудничество, соуправление, самоуправление. В каждом управленческом решении необходимо видеть личность учителя и ученика. Гуманизация управления в образовании – это обращенность к личности, уважение достоинства человека и доверие ему. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности - конкретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспитания.

Принцип системности и целостности в управлении основан на понимании системной природы педагогического процесса. Методология системного подхода в управлении школой побуждает руководителя иметь ясное представление о школе как о системе, ее основных признаках, видеть не только ее основные части, но и те связи и отношения, которые возникают, складываются или разрушаются между этими частями (целостность, структура, интегративность, связь с внешней средой).

Кроме того, данный принцип предполагает взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности руководителя школы и педагогического коллектива. Реализация принципа исключает односторонность в управлении, приводит к последовательности, логичности, взаимовыгодности управленческой деятельности, и все ее функции в равной степени важны.

Принцип рационального сочетания централизации и децентрализации реализуясь во внутришкольном управлении обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Особенности формирования трудовых навыков у дошкольников с нарушением интеллекта
С.Я. Рубинштейн считает, что трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Это положение относится ко всем детям и подросткам. По отношению к детям с неполноценной либо ослабленной нервной системой труд представляет собой также и весьма значительное корригиру ...

Жизненный успех личности как психолого-педагогическая проблема
Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, адекватность усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, саморазвитие и самореализация его в обществе всегда и везде входила в орбиту размышлений философов, социологов, психологов, ученых, писателей. Проблем ...

Порядок проведения ЕНТ
ЕНТ проводится по четырем предметам: трем обязательным - казахс­кий или русский язык (язык обучения), математика, исто­рия Казахстана и одному из предметов по выбору, который является профильным для подступления в вузы в Сузы на ту или иную специальность. Единое национальное тестирование проводится ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru