Педагогическая коррекция – важное и ответственное направление практической деятельности психологов и педагогов. Оно предполагает обоснованное воздействие на дискретные характеристики внутреннего мира ребенка с целью их изменения. Следует дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития. Первая осуществляется психологом, а вторая – патопсихологом, дефектологом, психоневрологом, психиатром. Коррекционная работа в учреждении образования характеризуется как совокупность психолого-педагогических воздействий, направленных либо на исправление, либо на профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка.
В зарубежной психологии методологические подходы к проблеме психокоррекции можно разделить на две большие группы:
Психодинамический
Поведенческий.
В рамках психодинамического подхода выделяются:
игротерапия,
арттерапия,
детский психоанализ.
Поведенческий подход связан с формированием у ребенка оптимальных моделей адаптивного поведения и поведенческих навыков путем научения (жетонная программа), развития исполнительской компетентности (тренинг поведения), модификации поведения через изменение образа мыслей (когнитивная терапия), развитие саморегуляции (скилл-терапия).
Психологическим механизмом коррекции является интериоризация, то есть превращение внешней деятельности (копирование образцов, выполнение инструкций, указаний и т.п.), ее «вращивание» во внутренюю.
Коррекционная работа должна строиться как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В практике работы используются различные модели объяснения причин трудностей развития ребенка.
Биологическая модель – связывает происхождение отклонений в развитии со снижением темпа органического созревания.
Медицинская модель – выносит проблемы, трудности и отклонения в область аномального развития.
Педагогическая модель видит причины трудностей в социальной и педагогической запущенности детей.
Социально-психологическая (интеракционистская) модель объясняет возникновение проблем развития дефицитарностью среды, социальной и сенсорной способностей ребенка.
Психологическая (деятельностная) модель ориентирует на поиск причин отклонений и трудностей развития на несформированность ведущей и других, типичных для конкретного возраста, типов деятельности.
Информация по педагогике:
Метод проектов как направление в совершенствовании физического воспитания школьников
Успешность всего разнообразия задач физического воспитания школьников требует объединения усилий педагогического коллектива школы, работников внешкольных учреждений и родителей. Лишь в этом случае школьники попадают под воздействие системы всех форм организации физического воспитания, обеспечивающи ...
Концепция Гербарта о развитии способностей
Формирование нравственного человека - ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Он считал, что обучение без нравственного воспитания есть средство без цели. Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью облагораживания его нрава и ...
Методы и методики изучения особенностей памяти у детей дошкольного возраста
с нарушениями слуха
Цель констатирующего эксперимента: изучение особенностей памяти детей дошкольного возраста с нарушением слуха с их нормально развивающими сверстниками. Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи: Апробировать комплекс психодиагностических методик для выявления особенностей ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.